Goldenrod: великий автомобиль с необычным дизайном, который немного опоздал

2 октября 1964 года пилот Том Грин на автомобиле Wingfoot Express установил очередной мировой рекорд скорости на суше – 665,0 км/ч. Это ознаменовало начало новой эры – абсолютный рекорд больше никогда не принадлежал машинам с колесным движителем, только с реактивным. Поэтому Goldenrod немного не успел.
Goldenrod: великий автомобиль с необычным дизайном, который немного опоздал
Wikimedia

Вообще говоря, переход от колесных к реактивным рекордам ознаменовался определенным скандалом. Суть его была такова. На начало 1960-х абсолютный рекорд принадлежал Джону Коббу, который на болиде Railton Mobil Special разогнался до 634,39 км/ч еще в далеком 1947 году. Railton Mobil Special использовал авиационный двигатель внутреннего сгорания и колеса в качестве движителя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

5 августа 1963 года пилот Крейг Бридлав на трехколесном реактивном болиде Spirit of America достиг скорости 655,722 км/ч, побив рекорд Кобба. Но Всемирная автомобильная федерация не признала рекорд, поскольку болид Бридлала был трехколесным и не удовлетворял правилам FIA. За дело тут же схватилась Международная мотоциклетная федерация FIM, признав Spirit of America мотоциклом – таким образом, абсолютный рекорд скорости на суше по правилам FIA остался непобитым. 17 июля 1964 года его побил Дональд Кэмпбелл на автомобиле Bluebird CN7, разогнавшись до скорости 648,73 км/ч. И вот именно Bluebird CN7 стал последним официальным автомобилем с колесным двигателем, державшим абсолютный рекорд. 2 октября того же года его побил Том Грин.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С этого момента рекордная гонка разделилась на две ветви: абсолютный рекорд (он же рекорд для реактивных автомобилей) и рекорд для автомобилей с поршневым двигателем и колесным движителем. Вот как раз в этой второй категории и выступал наш Goldenrod.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Автомобиль построили два брата из Южной Калифорнии – Билл и Боб Саммерсы. В движение он приводился четырьмя двигателями Chrysler Hemi, суммарно выдававшими 2400 л.с. Компоновку для братьев разработал инженер Тони Капанна, специалист по гоночному оборудованию — именно он предложил соединить четыре движка в линию (первоначальная идея была – поставить их попарно). Над аэродинамикой работал Уолтер Корфф, инженер Lockheed. Итоговый коэффициент аэродинамического сопротивления составил 0,1165.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

12 ноября 1965 года Боб Саммерс на Goldenrod установил мировой рекорд для автомобилей с колесным движителем – 658,64 км/ч. Абсолютный рекорд к тому времени принадлежал реактивному автомобилю Крейга Бридлава Spirit of America — Sonic 1 и составлял 893,966 км/ч (а через три дня Бридлав улучшил его до 966,574 км/ч). Это наглядно демонстрировало, что с реактивными машинами поршневые не будут тягаться больше никогда.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Рекорд Goldenrod держался до 21 августа 1991 года – четверть века! Побит он был пилотом Элом Тигом на болиде Spirit of '76 и составил 659,76 км/ч. То есть превышение составило всего 1,12 км/ч или 0,17%. Из-за этого рекорд не был признан FIA официально, поскольку правила требовали превышения не меньше 1%. Так что совсем уж окончательно достижение Саммерсов превзошел в 2008 году пилот Том Беркланд.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Goldenrod в 2002 году был выкуплен у Билла Саммерса (Боб умер в 1992-м) музеем Генри Форда и отреставрирован. Машину и сегодня можно увидеть в музее, который расположен в городке Дирборн, юго-западном пригороде Детройта. Обидно, но Саммерсы опоздали всего на полтора года. Покажи они такой же результат в 1964 году, стали бы – хоть и ненадолго – обладателями абсолютного мирового рекорда скорости на суше. Но не сложилось.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ