В 1968 году на экраны вышел фильм «Пиф-паф ой-ой-ой» по одноименной повести Йена Флеминга, знаменитого автора приключений Джеймса Бонда. Главным героем фильма стал не человек, а автомобиль — специальный кастом, построенный для съёмок и ставший одним из культовых машин мирового кинематографа. Итак, летающий ретро-гигант Chitty Chitty Bang Bang!

Всё началось с того, что в 1920-х годах граф Луис Зборовски, британский автомобильный инженер и изобретатель, спроектировал и построил серию рекордных автомобилей, получивших неофициальное название Chitty Bang Bang. Всего было четыре машины серии Chitty, все на шасси Benz. Самой знаменитой стала четвёртая машина, Babs, на которой великий пилот Джон Перри-Томас в апреле 1926 года установил мировой рекорд скорости, разогнавшись до 273,6 км/ч (а годом позже разбился насмерть, пытаясь установить новый).

Babs (Chitty 4), отреставрированный в 1969 году - интерес к этой машине появился как раз после выхода фильма Babs (Chitty 4), отреставрированный в 1969 году — интерес к этой машине появился как раз после выхода фильма

На машинах Зборовски устанавливались авиационные двигатели Maybach и Liberty, дико чихавшие и гремевшие при старте — отсюда и комическое прозвище автомобилей. В 1964 году писатель Йен Флеминг, вдохновившись историей гоночных машин Зборовски, написал повесть Chitty Chitty Bang Bang («Пиф-паф ой-ой-ой»), а спустя ещё 4 года она была экранизирована. Но так как ни одного Chitty на тот момент «в живых» не было (Babs будет восстановлен много лет спустя — на момент съёмок он был в разбитом состоянии закопан на песчаном пляже), да и повесть сюжетно отличалась от жизни, нужно было построить какую-то имитацию мощных рекордных машин Зборовски.

Оригинальный постер Оригинальный постер

Всего для фильма было построено 6 экземпляров — 5 макетов для аварий и одна полнофункциональная модель Chitty Chitty Bang Bang, спроектированная художниками фильма Кеном Адамом и Фредериком Эметтом. Построила машину гоночная мастерская Alan Mann Racing. Автомобиль был оснащён могучим двигателем Ford 3000 V6; в фильме его водил актёр Дик ван Дайк, который жаловался на нечеловечески тяжёлое управление.

Сразу после съёмок автомобиль был продан в частные руки — коллекционеру Пьеру Пиктону, который владел им аж до 2010 года. В мае 2011-го уникальный Chitty Chitty Bang Bang был продан с аукциона за $805000, и купил его… знаменитый режиссёр Питер Джексон. В Великобритании регистрационным номером машины, в том числе фигурировавшим в фильме, был GEN 11, но так вышло, что в Новой Зеландии (откуда Джексон родом) такой номер был уже занят, и владелец был вынужден перерегистрировать его как GEN I1.

Остальные 5 машин, снимавшихся в фильме, имели другой функционал: уменьшенная версия для съёмок на дороге крупным планом; автомобиль-трансформер; летающий автомобиль; версия без двигателя для аварий. Некоторые дошли до наших дней.

Существует множество реплик и копий Chitty Chitty Bang Bang — благодаря популярности фильма «машины-актёры» стали значительно популярнее своих оригиналов 1920-х. Хотя, будем честны, выглядят они несколько комично. На что и рассчитывали создатели.

Постаревший Дик ван Дайк за рулём машины, которую водил в фильме за 40 лет до этой фотографии. Постаревший Дик ван Дайк за рулём машины, которую водил в фильме за 40 лет до этой фотографии.