Более всего удивительно, что впервые антиблокировочную систему применила не какая-нибудь компания, производящая суперкары, скажем, Ferrari, а американский тракторостроитель Massey Ferguson.

Ну, точнее речь не о самой компании (она будет организована позже), а её основателе, неутомимом Гарри Фергюсоне. Свою компанию Ferguson-Brown, ставшую впоследствии крупнейшим американским производителем тракторов Massey Ferguson, он организовал в 1938 году, в возрасте 52 лет. До того он успешно работал в качестве инженера и в частности, работал на Ford, став идеологом знаменитого тракторного бренда Fordson.

Но сегодня речь пойдёт не об этом. В 1950 году пожилой Фергюсон, уже будучи известным тракторным бизнесменом и конструктором, основал исследовательскую автолабораторию Ferguson Research, в которой планировал вести различные разработки для дорожных машин. Трактора его и так были на высоте. Самым известным проектом лаборатории стал болид «Формулы-1» Ferguson P99, уже после смерти Фергюсона, в 1961 году стартовавший в Гран-При Великобритании со знаменитым Стирлингом Моссом за рулём.

Ferguson P99 Ferguson P99

Идеей Фергюсона было применение тракторных технологий в обычных автомобилях. Особенно его интересовал эффект от использования полного привода — как в целях преодоления бездорожья, так и в целях повышения скорости путём улучшения управляемости. И в 1954 году лаборатория представила экспериментальную полноприводную модель R4.

С виду - обычная малолитражка. А на деле - веха в истории автомобильной безопасности. С виду — обычная малолитражка. А на деле — веха в истории автомобильной безопасности.

Именно на ней была впервые в мире применена антиблокировочная система (АБС). Точнее — впервые на автомобиле, потому что на самолётах схожую систему пытались применять ещё в 1920-х. До «серии», правда, оставалось ещё много лет — лишь в 1966 году на британском полноприводном спорткаре Jensen FF появилась система, сделанная в соответствии с патентом Фергюсона (сам Гарри умер в 1960-м). FF, кстати, расшифровывалось как Ferguson Formula, то есть термином, который сам Фергюсон использовал для обозначения АБС.

Система полного привода с АБС, введённая Фергюсоном на опытной малолитражке, прижилась. Впоследствии она использовалась компаниями Jaguar, General Motors, McLaren и другими. Удивительно, как конструктор тракторов почувствовал необходимость такой схемы в автомобилестроении — и внедрил её в жизнь. Бывает и так.