Ferguson R4: история создания первого в мире автомобиля с АБС

Более всего удивительно, что впервые антиблокировочную систему применила не какая-нибудь компания, производящая суперкары, скажем, Ferrari, а американский тракторостроитель Massey Ferguson.

Ну, точнее речь не о самой компании (она будет организована позже), а ее основателе, неутомимом Гарри Фергюсоне. Свою компанию Ferguson-Brown, ставшую впоследствии крупнейшим американским производителем тракторов Massey Ferguson, он организовал в 1938 году, в возрасте 52 лет. До того он успешно работал в качестве инженера и в частности, работал на Ford, став идеологом знаменитого тракторного бренда Fordson.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но сегодня речь пойдет не об этом. В 1950 году пожилой Фергюсон, уже будучи известным тракторным бизнесменом и конструктором, основал исследовательскую автолабораторию Ferguson Research, в которой планировал вести различные разработки для дорожных машин. Трактора его и так были на высоте. Самым известным проектом лаборатории стал болид «Формулы-1» Ferguson P99, уже после смерти Фергюсона, в 1961 году стартовавший в Гран-При Великобритании со знаменитым Стирлингом Моссом за рулем.

Ferguson P99
Ferguson P99
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Идеей Фергюсона было применение тракторных технологий в обычных автомобилях. Особенно его интересовал эффект от использования полного привода – как в целях преодоления бездорожья, так и в целях повышения скорости путем улучшения управляемости. И в 1954 году лаборатория представила экспериментальную полноприводную модель R4.

С виду — обычная малолитражка. А на деле — веха в истории автомобильной безопасности.
С виду — обычная малолитражка. А на деле — веха в истории автомобильной безопасности.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Именно на ней была впервые в мире применена антиблокировочная система (АБС). Точнее – впервые на автомобиле, потому что на самолетах схожую систему пытались применять еще в 1920-х. До «серии», правда, оставалось еще много лет – лишь в 1966 году на британском полноприводном спорткаре Jensen FF появилась система, сделанная в соответствии с патентом Фергюсона (сам Гарри умер в 1960-м). FF, кстати, расшифровывалось как Ferguson Formula, то есть термином, который сам Фергюсон использовал для обозначения АБС.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Система полного привода с АБС, введенная Фергюсоном на опытной малолитражке, прижилась. Впоследствии она использовалась компаниями Jaguar, General Motors, McLaren и другими. Удивительно, как конструктор тракторов почувствовал необходимость такой схемы в автомобилестроении – и внедрил ее в жизнь. Бывает и так.