Jeffery Quad: как появился первый полноприводный грузовик в мире

...ну, на самом деле Jeffery Quad не был первым полноприводным грузовиком в мире. Но он был первой такой машиной, попавшей в массовое производство – до того полноприводные модели были эксклюзивом, делавшимся в основном по конкретным заказам под конкретные нужды. А Jeffery Quad производился аж 15 лет и был выпущен в количестве более чем 40 000 экземпляров.
Jeffery Quad: как появился первый полноприводный грузовик в мире
Wikimedia

Автомобиль был разработан небольшой висконсинской компанией Thomas B. Jeffery Company, основанной Томасом Джеффери в 1902 году. Это был уже второй завод Джеффери — за пять лет до того он основал бренд Rambler. Правда, сам Томас скончался в 1910 году, и на момент создания модели Quad фирмой руководил его сын Чарльз.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото
Фото

Разработку полноприводного грузовика Чарльз начал в 1912 году и первую небольшую партию выпустил в 1913-м. Машина не обещала быть революционной, хотя в ней была как минимум одна инновация, ранее не использовавшаяся в автомобильной промышленности — задние колёса доворачивались при движении руля, то есть на все четыре колеса шёл не только привод, но и управление. Но тут грянула I Мировая война. Хотя США вступили в нее относительно поздно, Чарльз увидел золотую жилу с первых дней сражений в Европе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото
Фото
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Во Францию Jeffery Quad поставлялись тысячами — они стали одними из самых распространенных грузовиков I Мировой. В первую очередь это было связано с тем, то Quad получился исключительно проходимым при высокой грузоподъемности, он мог взять на борт 1,8 тонны груза. Увидев успехи грузовика в Европе, Quad начали заказывать и американские вооруженные силы — в частности, Корпус морской пехоты США, а позже — лично генерал Джон Першинг для ряда подразделений. На волне успеха на базе грузовика компания разработала очень удачный броневик. На первом экземпляре, Jeffery Armored Car No.1, ездил лично Першинг в Мексиканской экспедиции 1916 года против Панчо Виллы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото
Фото

Но вмешался случай. 7 мая 1915 года немецкая субмарина U-20 успешно торпедировала британский пассажирский лайнер «Лузитания». Одним из пассажиров был Чарльз Джеффери. Он выжил, спасшись на одной из шлюпок, но получил сильную психологическую травму и практически отошел от дел компании. В конце 1916 года Джеффери решил, что никогда не будет иметь никаких дел с войной — и продал преуспевающую фирму другому автомобильному магнату — Чарльзу Нэшу, который как раз ушел из GM и организовывал собственный бизнес. Знаменитая модель была переименована в Nash Quad.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото
Фото
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Quad производился практически без изменений до 1928 года и был выпущен в количестве 41674 экземпляра. Все это время на него устанавливался 29-сильный двигатель Buda Engine Co. объемом 4,87 л. Машина стала первой в истории серийной моделью с четырьмя управляемыми колесами и одной из самых успешны — с четырьмя ведущими.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото
Фото