Всё с чего-то начиналось. В том числе и японские автомобильные компании. Мы решили сделать для вас подборку первых моделей современных японских автопроизводителей. Итак, к истокам!
10 первых моделей японских автомобилей

DAT Go (1913) — первый Nissan. Изначально компания называлась Kaishinsha Motor Car Works и была основана Масухиро Хасимото в 1911 году. Тремя годами позже она поменяла название на DAT — это акроним, образованный первыми буквами инвесторов Кендзиро Дена, Рокуро Аоямы и Мейтаро Такеши, вложивших средство в бизнес Хасимото. Фирма неоднократно меняла названия, и лишь в 1928 году впервые прозвучало слово Nissan как аббревиатура от Nihon Sangyo («японское производство»). Первым автомобилем компании стал DAT Go, DAT Car или, как его называют некоторые историки, DAT 1 — путаница связана с тем, что собственного названия у модели не было вообще. Это был крошечный открытый автомобиль, сборка была ручной и штучной, но, тем не менее, DAT Go — это первый серийный японский автомобиль. Фото

Mitsubishi Model A (1917). Судостроительная компания Mitsubishi Shipbuilding Co. была основана в 1875 году предпринимателем Ятаро Ивасаки — изначально как почтово-пароходный сервис. В 1917 году руководство компании приняло решение выходить на автомобильный рынок, и в считанные месяцы была разработана первая модель Mitsubishi Model A, базирующаяся на итальянском Fiat Tipo 3. Автомобиль оснащался 4-цилиндровым рядным мотором мощностью 35 л.с. и разгонялся до 97 км/ч. Поскольку DAT Go был сделан всего в нескольких экземплярах, именно Mitsubishi Model A многими историками считается первой серийной японской машиной — с 1917 по 1921 год было построено целых 22 экземпляра! Забавно, но вплоть до 1960 года компания больше не строила серийных легковых автомобилей, сконцентрировавшись на грузовиках, двигателях и авиационной продукции. Фото

TGE A-Type (1917) — первый Hino. Hino — один из крупнейших производителей грузовой и коммерческой техники — был основан в 1942 году, хотя история компании уходит корнями значительно глубже. В 1910-м появилась Tokyo Gas Industry Co., занимавшаяся поставками природного газа, затем образовалось её подразделение, занимавшееся производством электрических компонентов, а в 1917-м выделилось и автомобильное направление. Первым грузовиком стала модель TGE A-Type (где TGE — это аббревиатура Tokyo Gas and Electric). Впоследствии компания многократно переименовывалась, сливалась и разделялась, занималась производством в том числе военной техники, пока не пришла в 1942-м к современному бренду. Фото

Hatsudoki Seizo Type HA (1930) — первый Daihatsu. Компания Daihatsu начиналась в 1907 году как производитель стационарных силовых агрегатов и железнодорожных дизелей Hatsudoki Seizo Co. В 1951-м компания поменяла название и под новым брендом расширила своё присутствие на машиностроительном рынке, представив в частности трёхколёсную мотоциклетку Daihatsu Bee. Многие указывают именно её как первое колёсное транспортное средство компании, но на деле грузовые трициклы Hatsudoki Seizo начала производить ещё в 1930 году. Первая модель называлась Type HA — это был первый грузопассажирский «муравей», на который устанавливался двигатель японской разработки и производства. Заметим, что прототип грузовика в цехах компании собрали ещё в 1919 году, но по нему не сохранилось никаких данных. Фото

Mazdago (1931). Mazda была основана в 1920 году как Toyo Cork Kogyo Co. и производила в частности всевозможные станки, пока в 1931-м не представила грузопассажирский трицикл Mazdago. Он позиционировался как «авторикша» и достаточно быстро снискал популярность на рынке, конкурируя как раз с Hatsudoki Seizo (правда, не с Type HA, а с более совершенным Type HB). Трициклы были единственной транспортной продукцией компании вплоть до представления в 1958 году компактного грузовичка Mazda Romper. Фото

Isuzu TX40 (1933). Компания была основана в 1916 году, когда токийский судостроительный гигант Ishikawajima, объединившись с Tokyo Gas and Electric Industrial Co., решил выходить на автомобильный рынок. Компания купила у британской компании Wolseley и начала с отвёрточной сборки Wolseley A-9 и грузовиков Wolseley CP в Японии. В 1927 году было решено переходить на собственные модели — под брендами Simida и Chiyoda. А ещё шестью годами позже компания слилась с DAT Automobile (компанией, позже переименованной в Nissan) и обрела окончательный бренд — Isuzu, по названию реки. Несмотря на то, что официально название Isuzu было задокументировано лишь в 1949 году (!), первым автомобилем под этим брендом стал грузовик Isuzu TX. В 1933 году было одновременно представлено две машины этой линейки — двухтонка TX40 для использования в городе и сельскохозяйственная 1,5-тонка TX35. Этот автомобиль полностью изготовлялся в Японии без малейшего использования импортных инструментов и деталей. Фото

Toyota A1 (1935). В 1926 году Сакити Тоёда основал компанию Toyoda Automatic Loom Works — уже не первую свою компанию по производству ткацкого оборудования. Но именно это начинание стало впоследствии знаменитой автомобильной фирмой. В 1933-м, уже после смерти Сакити, его старший сын Киитиро Тоёда принял решение выходить на автомобильный рынок и выделил из предприятия автомобильное отделение. В мае 1935-го было представлено три экземпляра первого прототипа Toyota A1. Шасси и электронику скопировали с Ford, а 6-цилиндровый двигатель был копией Chevrolet. Годом позже модель с некоторыми изменениями пошла в серийное производство под названием Toyota AA. Ни один из трёх экземпляров A1 не сохранился. Фото

Honda A-Type (1948). Соитиро Хонда, инженер и изобретатель, начал делать первые комплектующие (в частности, поршневые кольца) для автомобилей ещё в середине 1930-х, но во время войны его завод был практически уничтожен бомбардировками, и он продал остатки предприятия «Тойоте». В октябре 1946 года Хонда начал всё с начала и основал компанию Honda Technical Research, с которой с 1948-го начал делать мотоциклы. Вся компания представляла собой мастерскую-гараж и 12 человек персонала. «Мотоциклы» представляли собой приобретённые велосипеды сторонних фирм, на которые устанавливались специально для этого разработанные двигатели Honda A-Type. Результат неплохо продавался, и уже в 1949-м компания сделала свой первый мотоцикл «полного цикла», Honda D-Type. Фото

Suzuki Power Free (1952). Компания была основана Митио Сузуки в 1909 году как производитель ткацкого оборудования. В 1937 году Сузуки решил, что успех ткацких станков позволяет ему расширить гамму производства, и к 1939-му было изготовлено несколько опытных образцов компактных автомобилей. Война помешала начать производство, образцы были уничтожены — не сохранилось даже их фотографий. К теме транспорта Сузуки вернулся в 1951 году — теперь уже с менее наполеоновскими планами. Первой продукцией Suzuki в этом направлении стал не автомобиль, а мопед Suzuki Power Free, выпущенный в 1952 году на базе обычного велосипеда. За пару лет продукция вышла на количество в несколько тысяч в год, а в 1954-м появился и первый автомобиль, Suzuki Suzulight. Фото

Subaru P1 (1954). Компания Subaru была образована 15 июля 1953 года на базе канувшей в лету авиастроительной фирмы Nakajima, называвшейся к тому моменту Fuji Heavy Industries (FHI). Суммарно в 1953—1955 годах в концерн Subaru слились целых шесть различных компаний, производивших самые разные машины и устройства. Кендзи Кито, руководитель FHI, очень хотел, чтобы новая компания начала строить автомобили, и инициировал разработку модели P1, которая позже была переименована в Subaru 1500. Автомобиль имел 1,5-литровый двигатель, базирующийся на серийном Peugeot (такой же ставили на серийный автомобиль другой японской фирмы, Prince GA4). Всего было сделано 20 экземпляров P1 (1500), из которых шесть были переданы фирмам такси для дорожных тестов. Первая серийная модель Subaru появилась четырьмя годами позже и называлась Subaru 360. Фото