В 1955 году китайский завод First Automotive Works (FAW) получил партийное задание: разработать отечественный лимузин для высших государственных лиц. Покупать ЗИСы, конечно, могли, но китайцам нужна была своя машина такого типа. Так появился Hongqi CA72.
Hongqi CA72: первый китайский «членовоз»
Серийная модель CA72, дошедшая до наших дней

Название Hongqi переводится как «красный флаг». И, конечно, в то время никто не писал его латиницей — экспорта этой модели не предполагалось. Сам завод FAW был основан в 1953-м, за два года до этого, при поддержке СССР и на первых порах производил только грузовые автомобили для нужд крепнущей социалистической державы. Лишь к 1958-му появился первый легковой «китаец», Dongfeng CA71, полностью скопированный с французской Simca Vedette. Опытный образец 1958 года, Hongqi CA72-1E, был построен в единственном экземпляре. Отличается от серийной облицовкой радиатора. Опытный образец 1958 года, Hongqi CA72−1E, был построен в единственном экземпляре. Отличается от серийной облицовкой радиатора.

«Членовоз» разрабатывали три года по личному заказу Мао. В 1958 году появился первый прототип Hongqi, выпущенный FAW. Тот экземпляр не сохранился, но по снимкам видно, что от серийной версии, поступившей на сборку годом позже, он отличается в основном косметически. Серийная машина получила наименование Hongqi CA72 и производилась в ряде модификаций до 1965 года, когда была заменена на Hongqi СА770 (слабо, впрочем, отличающийся внешне). Hongqi CA72 на выставочном стенде. Hongqi CA72 на выставочном стенде.

Дизайн Hongqi CA72 был собственным (не украденным полностью), но достаточно типовым и с большим количеством заимствований у зарубежных моделей. Лучше всего заметно влияние Chrysler и вообще работ Вёрджила Экснера в целом, также прослеживаются детали Packard Patrician и ЗИЛ-111. Изначально машина оборудовалась 5,6-литровым двигателем мощностью 220 л.с. и весила 2800 кг. Конвейер CA72. Конвейер CA72.

Hongqi CA72 имел три типа кузова — четырёхдверный седан на длинной базе, четырёхдверный же кабриолет, разработанный специально для парадов, а также длинный лимузин с тремя рядами сидений. За 7 лет было изготовлено 198 седанов, 2 кабриолета и 3 лимузина, всего 203 машины. Автомобиль показывали на международных автосалонах в Берлине и Париже, несколько экземпляров были переданы правительству Северной Кореи, но на этом международная карьера 72-й модели завершилась. Кабриолет CA72J, построено два экземпляра. Кабриолет CA72J, построено два экземпляра.

Сегодня Hongqi CA72 — музейный экспонат. Хотя с 2014 года под этой маркой выпускается модель Hongqi L5, выдержанная в ретро-стилистике, имитирующей классический 72-й. CA72-3E, опытная версия 1959 года. CA72−3E, опытная версия 1959 года.

CA72-5E, ещё одна опытная версия. CA72−5E, ещё одна опытная версия.

На параде. На параде.