Уэльс никогда не был лидером мирового автомобилестроения (если не сказать — был аутсайдером). Но в конце 1950-х мясник Джайл Смит решил, что его валлийская родина должна строить автомобили. Сказал — сделал.
Gilbern, или как строили автомобили в Уэльсе

В середине пятидесятых Джайл Смит познакомился с немецким инженером Бернардом Фризом, специалистом по стеклопластиковым элементам. Они нашли общий язык (видимо, английский), и в 1959-м основали компанию Gilbern Sports Cars. Как нетрудно догадаться, её название было образовано первыми слогами их имён. Мастерскую организовали в посёлке Чёрч-Виллидж, и там Фриз своими руками построил первый Gilbern GT.

Gilbern GT (1959). Автомобиль со стеклопластиковым кузовом производился с 1959 по 1967 год — сперва в Чёрч-Виллидж, затем по переезду компании в другую деревню, Ллантвит Фардр. На автомобиль ставился двигатель BMC A, серийно производившийся для малолитражек Austin, а впоследствии как опция появился более мощный Coventry Climax. Рама и кузов были свои, но часть деталей также была от Austin A35. Сперва машина была лишь в форме кит-комплекта, но к 1967-му продавалась и в сборе, причём со спортивным 1600-кубовым силовым агрегатом MG MGB. Максимальная скорость форсированной версии составляла 150 км/ч — вполне прилично. Всего за 8 лет было построено 280 GT. Некоторые из них принимали участие в местных гонках, в частности — в Wiscombe Park Hillclimb. Фото

Gilbern Genie (1966). В 1965-м кустарное валлийское производство стало полноправным членом Британской ассоциации автопроизводителей и трейдеров, и получило право принимать участие в национальных автосалонах. Это было успехом, и к 1966-му, наконец, была разработана новая модель, Genie. Это был более мощный спортивный автомобиль с 3-литровым Ford Essex V6 и, опять же, целым рядом элементов от BMC и MG. Машину представили на Лондонском автошоу, до 1969 года было сделано 197 экземпляров. Фото

Gilbern Invader (1969). Но бизнес всё-таки шёл не очень, и в 1968-м Смит был вынужден продать свою долю компании Ace Capital Holdings Ltd, производившей оборудование для боулинга. Новые управляющие инициировали обновление линейки, и появился Invader, в принципе, более развитая версия Genie, никаких революций. Новое шасси, всё тот же двигатель Ford Essex V6, лёгкий редизайн. Автомобиль производился до 1973 года и существовал в трёх поколениях Mk I, Mk II и Mk III, отличающихся друг от друга незначительно. Всего было выпущено 603 Invader. Фото

Gilbern Invader Estate (1970). Второе поколение Invader получило вдобавок к спортивному купе кузов «спортивный универсал». Оба типа кузова сохранились и в третьем поколении, отличавшимся небольшим фейслифтингом и более мощным двигателем от Ford Capri 3000GT. Фото

Gilbert T11 (1970). В 1970 году был построен, а в 1971-м представлен публике спортивный концепт-кар революционного дизайна — T11. Это было связано с тем, что Ace Capital Holdings Ltd в свою очередь «продалась» более крупному производителю развлекательного оборудования Mecca Ltd. Спорткар разработал нанятый на стороне дизайнер Тревор Фиоре, а машина дебютировала не где-нибудь, а на Женевском автосалоне. Правда, она так и осталась в единственном экземпляре, который был обнаружен на каком-то складе в 2009 году и качественно отреставрирован. Фото

В 1972 году британское законодательство изменилось, и производители кит-каров стали вынуждены платить налог на добавленную стоимость, от которого раньше были освобождены. Это поставило крест на Gilbern, так как их машинки стали попросту слишком дороги в производстве и продаже. В 1973-м компания закрылась. Всего был изготовлен 1081 автомобиль этой марки.