Румынская компания DAC (она же работала под брендом Roman) строит грузовики с 1973-го. А в конце 1970-х румынское правительство потребовало разработать линейку карьерных грузовиков, способных заменить советские «БелАЗы». И в DAC сработали очень неплохо.
DAC 120DE: румынский «БелАЗ»

Буквально за 10 лет инженеры полностью перевели страну на карьерные самосвалы собственного производства — сперва это были 55-тонные DAC AB55, затем — AB60, затем — AB100, и, наконец, в 1988 году появился флагман линейки, огромный 120-тонник DAC 120DE. Проблему для Белорусского завода DAC создавал немалую, поскольку два завода карьерных грузовиков в рамках одного соцлагеря ужиться не могли. Фото

На момент своего появление 120DE был одним из самых крупных самосвалов в мире и в целом совершенно конкурентоспособным на любом рынке. Его 65-литровый дизельный двигатель весил 8 тонн и выдавал 1040 л.с. на генератор, который питал приводящие в движение задние колёса электромоторы. Вся же линейка самосвалов DAC состояла на момент пика производства из 13 (!) карьерных машин самого разного назначения. Фото

В 1990-х дело резко пошло на спад, менялись владельцы завода и вложения капитала, и к началу 2000-х никаких карьерных грузовиков румыны — в отличие от белорусов — уже не строили. В 2004-м бренд был ликвидирован, уступив место Roman. Последние годы своего существования завод не производил машины, а оснащал импортные шасси навесным оборудованием. Фото

А гигант DAC 120DE так и остался вершиной тяжёлого румынского машиностроения. Всего было построено 15 таких машин, но до наших дней, кажется, не дошёл ни один. Хотя сложно сказать, возможно, что-то ещё работает в румынских карьерах. Или ржавеет.