Во многих российских городах можно встретить белорусские троллейбусы производства «Белкоммунмаш». Но если в Беларуси все знают эту компанию, то в России, даже несмотря на обилие подвижного состава с характерной эмблемой, о происхождении и истории белорусских «троллейбусников» никто не задумывается. Итак, что вообще производит «Белкоммунмаш» и почему он так популярен в СНГ?
«Белкоммунмаш»: что вы знаете о белорусских троллейбусах?

Как и львиная доля заводов на территории бывшего СССР, «Белкоммунмаш» был сформирован не для производства, а для ремонта техники. Основали его в 1973 году, и назывался он тогда Минский ремонтный трамвайно-троллейбусный завод. Позже его переименовали в ремонтно-механический завод (РМЗ). Завод обслуживал всю электрическую технику не только Минска, но и БССР в целом.

В «лихие девяностые», в отличие от множества других заводов, «Белкоммунмаш», уже под новым названием, получил серьёзную господдержку и выжил, перейдя с ремонта на производств (точнее, ремонтные мощности остались, но нужно было получать прибыль — а это обеспечивалось лишь собственными моделями). Так в 1994 году с конвейера сошёл первый троллейбус собственной конструкции — и пошло-поехало.

1993−1994. АКСМ-100. На деле производство троллейбусов началось ещё в 1993 году моделью АКСМ-100, но она не считается первой собственной, поскольку представляет собой практически точную копию старенького, производившегося ещё с 1970-х ЗиУ-682В. Просто производство было проще всего начинать с модели, хорошо известной по ремонтному опыту. Помимо шильдика, отличался от «донора» всего несколькими комплектующими. Всего было сделано 43 экземпляра. Фото

1994−1997. АКСМ-101. А вот это уже «своя» модель. Хотя кузов бы по‑прежнему унифицирован с ЗиУ, сразу видны отличия в компоновке — характерный блок на крыше совершенно другой, туда вынесено всё высоковольное оборудование. В принципе, помимо кузова, с предшественником новый троллейбус ничего не роднило. Фото

1997−2003. АКСМ-101ПС. Дальнейшее развитие модели, получившее квадратные фары и дополнительный набор электрооборудования. Также выпускались версии АКСМ-101А и АКСМ-101М, отличающиеся конструкцией ходовой части. Всего было построено 516 машин АКСМ-101 всех модификаций. Фото

1998−2011. АКСМ-201. Наконец, второе поколение белорусских троллейбусов. Кузов уже собственной разработки, более современный. На момент разработки (первая опытная модель появилась в 1996-м) это был очень своевременный троллейбус — ещё уступавший европейским образцам, но сделавший огромный рывок вперёд относительно других троллейбусных производств на территории СНГ. Машины поставлялись во многие города Беларуси, а также в Москву, откуда иногда «расползались» по российским городам. Всего было построено 538 таких троллейбусов четырёх модификаций, отличающихся электрооборудованием. Фото

2002−2007. АКСМ-213. Первый сочленённый троллейбус белорусского производства. Разработан на базе АКСМ-201 и поставлялся в основном в Минск. Впоследствии получил новую номенклатуру — БКМ-213. Всего выпущено 149 экземпляров с учётом опытной модели АКСМ-21301 с другой системой управления, так и не пошедшей в серию. Фото

2003−2010. АКСМ-221. Последний представитель второго поколения. Получил серьёзную модернизацию дизайна, полноценный фейслифтинг с использованием машинокомплекта автобуса МАЗ-103 и считается совместной разработкой двух заводов. Всего было построено 169 экземпляров. Фото

С 2001 года. АКСМ-321. Самый массовый и востребованный троллейбус «Белкоммунмаша», двухосный низкопольный вместимостью 115 человек. Существует 9 различных модификаций, отличающихся электрооборудованием. Помимо Беларуси, такие машины работают во многих городах России, а также в Киргизии, Молдавии, Украине, Сербии. Модели собирались в Москве под маркой СВАРЗ-6235.01, а также на Украине, в Чернигове. Всего на данный момент собрано более 1600 экземпляров 321-го. Фото

С 2009 года. АКСМ-321 «Сябар» . В разное время АКСМ-321 пережил ряд усовершенствований, самое характерное из которых — рестайлинг 2009 года. Машина получила полностью обновлённую переднюю часть и имя собственное (по-белорусски «сябар» — «друг»). Фото

АКСМ-321 «Сябар»: 2-й рестайлинг . Сегодняшняя линейка АКСМ-321 выглядит ещё современнее — изменена как передняя часть троллейбуса, так и другие внешние элементы кузова. Фото

С 2002 года. АКСМ-333. Сочленённый троллейбус третьего поколения на базе АКСМ-321. Интересно, но первый опытный образец этой машины появился в 1999 году, раньше двухосного собрата, поскольку разработка велась параллельно; номинально серийное производство началось в 2002 году. В 2011-м 333-й получил рестайлинговый передок — как в «Сябре». На данный момент выпущено более 160 экземпляров. Фото

С 2008 года. АКСМ-420 «Витовт». Первая модель четвёртого поколения белорусских троллейбусов. Как и раньше, вместимость салона — 115 человек. Троллейбус оборудован мощными конденсаторными батареями, позволяющими проезжать до 5 км без контакта с проводами — для объезда препятствий и пробок. На данный момент изготовлено более 50 машин, работают они в Беларуси и России. Поколение разработано совместно со швейцарской компанией Stadler (в Швейцарии троллейбусное движение развито очень хорошо). Фото

С 2013 года. АКСМ-43303 «Витовт», он же Vitovt Max Duo. Низкопольный сочленённый троллейбус на базе АСКМ-420, способный вместить 153 пассажира. Машина имеет выдвижной пандус и умеет приседать до уровня тротуара — это позволяет, наконец, начать активный экспорт таких троллейбусов в европейские страны. Фото

С 2016 года. АКСМ-Е420 и е433 Vitovt Electro и Vitovt Max Electro. А это уже не троллейбусы, а электробусы — новый тип продукции «Белкоммунмаша». Такая машина оборудована суперконденсаторами (ионисторами), подзаряжаемыми через полупантограф и способна работать на маршруте весь день, подзаряжаясь на остановочных пунктах. Фото

Фото