Гирокары: 5 удивительных механизмов из прошлого

Гирокар – исключительно редкая машина. Двухколесное транспортное средство, подобное мотоциклу, но имеющее автомобильный кузов и удерживающее равновесие посредством вращающегося маховика. Серийных гирокаров в истории не было – а вот экспериментальные существовали. Ровно 5 штук за 100 лет.

Wolseley Gyrocar, 1913

Первый в истории гирокар построили на британском заводе Wolseley по проекту русского графа, изобретателя Петра Петровича Шиловского в 1913 году. Шестисоткилограммовый маховик представлял собою диск диаметром в один метр и толщиной почти 12 сантиметров. Испытания 2750-килограммовой машины прошли успешно, она великолепно держала баланс, её невозможно было опрокинуть. К сожалению, перед Первой Мировой Wolseley Gyrocar закопали (на всякий случай, чтобы технология не досталась немцам), в 1938-м выкопали, починили и поместили в музей, а в 1947-м по ошибке разрезали на металл.

Чтобы не потеряться и всегда быть на связи, читайте нас в Яндекс.Дзене и не забывайте подписаться на нас в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках!

Фото
Wolseley Gyrocar
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Brennan Gyrocar, 1929

Вторая попытка. Её совершил Луис Бреннан, великий изобретатель, пионер гиротранспорта, создатель технологии — он ещё в 1900-х построил первые рельсовые гиролокомотивы, и от его разработок отталкивался Шиловский. Бреннан демонстрировал свой гирокар компаниям Austin, Morris и Rover, но успеха не имел. В 1932 году 79-летний Бреннан попал под машину и погиб; работа над гирокаром приостановилось, позже его разобрали.

Фото
Brennan Gyrocar
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ford Gyron, 1961

Этот футуристический концепт-кар не был настоящим гирокаром — у него даже не было предусмотрено место для маховика достаточных размеров. Но в качестве дизайн-изыска начала 1960-х он был очень хорош. До наших дней концепт не дошёл, был разобран.

Фото
Ford Gyron
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Gyro-X, 1967

Одноместный гирокар конструкции энтузиаста Луиса Суинни под брендом его компании Gyro Transport Systems. Дизайн разрабатывал великий Алекс Тримулис, автор множества известных концептов тех лет, а гиросистему — выдающийся в этой сфере инженер Томас Саммерс-мл. Gyro-X весил 839 кг, достигал скорости 201 км/ч, двигатель его имел мощность 80 л.с. Машина была утеряна вплоть до 2008 года, когда её в ужасном состоянии, без маховика, нашёл в каком-то гараже коллекционер Джон Уиндзор, позже перепродавший Gyro-X в автомобильный музей Lane Motor Museum в Нэшвилле (США). Сегодня машина в стадии реставрации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото
Фото

LitMotors C-1, 2010

Попытка серийного производства гирокара, сделанная компанией LitMotors из Сан-Франциско (США). В 2010-м была представлена 3D-модель (она на снимке), в 2012-м появился первый прототип «в железе», и всё это время компания принимает предзаказы. На данный момент прототип, уже доведенный до нормального вида и вроде как работающий, если верить видео, по-прежнему остаётся единственным C-1, хотя серийное производство обещали начать ещё три года назад.

Фото
LitMotors C-1
Николай Минько
Николай Минько 07 Ноября 2021, 08:52
а ведь есть смысл,хотя бы потому что два колеса имеют меньше сопротивления на дороге.да и маховик это энерго аккумулятор.
Alex Dar
Alex Dar 17 Декабря 2021, 01:16
Смысла как раз нет. Двигатель, для которого дорожное сопротивление двух колес, имеет хоть какое-то значение, не может рассматриваться всерьез, как силовая установка автомобиля. И с маховика энерго аккумулятор, такой же, как с падающего кирпича. В теории есть энергия, на практике извлечь нельзя. Да и смысл маховика там не в этом, а сопротивление опрокидыванию
Николай Минько
Николай Минько 22 Декабря 2021, 17:57
Alex Dar
Смысла как раз нет. Двигатель, для которого дорожное сопротивление двух колес, имеет хоть какое-то значение, не может рассматриваться всерьез, как силовая установка автомобиля. И с маховика энерго аккумулятор, такой же, как с падающего кирпича. В теории есть энергия, на практике извлечь нельзя. Да и смысл маховика там не в этом, а сопротивление опрокидыванию
экономия не зависит от мощности двигателя