Первый концепт-кар в истории: Buick Y-Job

Концепт-кары – это автомобили, изначально не предназначенные для серийного производства. Они создаются в единственном экземпляре для демонстрации прогрессивных идей, различных испытаний и пиара автопроизводителей. Сегодня концепт-карами полон любой автосалон, но до конца 1930-х их не существовало как таковых.
Первый концепт-кар в истории: Buick Y-Job

99,99% автомобилей, появлявшихся на свет до 1938 года, предназначались для серийного производства. Да, многие из них так и оставались в единственном опытном экземпляре, но это было незапланированное «одиночество». Были и многочисленные кастомные автомобили, созданные в единственных экземплярах для эксцентричных заказчиков. Но сама идея «автомобиль как демонстратор технологий» была исключительно оригинальной. Несколько раз она всплывала на поверхность в 1900—1930-х, но это были скорее исключения, чем правила.

А в 1938 году компания Buick представила автомобиль Buick Y-Job, который был предназначен для показа на автошоу и более ни для чего. В нём были использованы прогрессивные для того времени решения. Например, фары полностью убирались в крылья. Это решение было не новым — оно было опробовано на серийном автомобиле Cord 810/812 ещё в 1934 году, но для Buick играло роль прорыва в совокупности с другими дизайнерскими изысками концепт-кара.

Дизайнером выступил Харли Эрл, в течение 30 лет возглавлявший отдел дизайна General Motors. Помимо фар, в автомобили были применены электрические стеклоподъёмники, кнопочное открывание дверей без выступающих ручек и так далее. Шасси было обычным, серийным, от модели Buick Super.

После того, как Buick Y-Job «отработал» своё, вплоть до 1951 года на автомобиле ездил сам Харли Эрл, используя его в качестве повседневного. Затем автомобиль долго хранился в музее Генри Форда, а в 1993-м «перебрался» в дизайнерский центр GM. В 2001 году Buick создали концепт-кар Buick Blackhawk, дизайн которого основывался на ретро-стиле Y-Job.