Назад в СССР: оригинальные модели советских велосипедов

Как-то раз мы писали о российских производителях велосипедов. Вы обратили внимание, что лишь один из них — ПМЗ — сохранился с советских времен, а остальные образовались уже после распада Союза. А кто, собственно, строил велосипеды в СССР?
Назад в СССР: оригинальные модели советских велосипедов
Веломузей Андрея Митявина

Недорогой по сравнению с автомобилем, доступный как ребенку, так и взрослому, не занимает много места при хранении — все это советский велосипед. В Союзе он был самым популярным видом транспорта, на нем ездили все и везде: от горожан до жителей сел и деревень. Если достаток семьи позволял, родители покупали первый трехколесный велосипед своему чаду уже в 3-4 года, а потом — меняли модели по мере взросления малыша.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

История советских велосипедов

История советских велосипедов началась почти 100 лет назад, когда в 1926 году в Харькове на мощностях Харьковского велосипедного завода имени Петровского был выпущен первый в Советском Союзе «байк». Он производился в нескольких вариантах: дорожный, подростковый, специальный и детский. Интересно, что само предприятие было основано еще в дореволюционный период на базе велосипедной фабрики Лейтнера, которую во время Первой мировой эвакуировали из Риги в Харьков, а после Октября национализировали.

Позже тенденцию выпускать велосипеды подхватили и другие заводы СССР. Так, в Литве появились «Орленок» и «Ласточка», а в Перми производили «неубиваемого» двухколесного коня под названием «Сура», который хорошо подходил для отечественных дорог и был неприхотлив в ремонте. В 1936 году на заводе «Ленинградский металлист» стали массово выпускать детские двухколесные велосипеды «Эврика», «Десна», «Кама» и «Школьник».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В Москве велосипеды начали делать уже после Великой Отечественной войны — в 1949 году на Московском велосипедном заводе собрали спортивный ЗиЧ-1.

Кто производил велосипеды в СССР?

На самом деле, в СССР велосипеды производили не только специализированные фабрики, но и самые разные предприятия. У большинства заводов была определенная квота на производство товаров для обычного потребителя и большая ее часть покрывалась именно производством популярного у советского человека средства передвижения — велосипеда.

Часто советские велосипеды производили из материалов, которые остались в цехах от основного производства завода. Из-за этого некоторые велосипеды, созданные на непрофильных предприятиях, были очень доступны по цене, но имели достаточно низкое качество.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме того, велосипеды СССР были свои для каждого региона. Так, например, если велосипед сделали на заводе в Москве, найти его в Беларуси было сложно — такое же правило работало и в обратную сторону.

Популярные модели советских велосипедов

На деле у каждого советского велосипедного завода были какие-то специфические «бренды». Но некоторые, как, например, «Орленок», становились общими и выпускались на разных заводах в разных союзных республиках.

Детские советские велосипеды

В прошлом веке обзавестись велосипедом мечтал каждый советский ребенок. Если сегодня дети меряются моделями iPhone, в то время королем двора считался обладатель самого «крутого» велосипеда. Чтобы раздобыть такой транспорт для своего чада, родители стояли в огромных очередях и отдавали за него немалую часть зарплаты. Несмотря на товарный дефицит, с детскими велосипедами в стране проблем не было, на выбор всегда были модели для всех возрастов: начиная с трехколесного без педалей, заканчивая полноценным двухколесным.

Взрослые (дорожные) советские велосипеды

Самые классические советские велосипеды для юношей и взрослых по-другому назывались дорожными. Они подходили для перемещения по городским улицам и поездкам по трассе за город. Таких моделей на рынке СССР было больше всего.

Спортивные советские велосипеды

Хотя спортивные велосипеды в Советском Союзе начали производить несколько позже, чем простые дорожные, делали это достаточно удачно. Модельный ряд таких «байков» включал в себя большое количество вариантов как для любителей, так и для профессиональных спортсменов. Советские спортивные велосипеды активно использовали для тренировок и соревнований различных уровней. Главное их отличие от обычного двухколесного транспорта для взрослых заключалось в особенностях конструкций.

Складные советские велосипеды

Сегодня такой велосипед показался бы странным и непривлекательным, но в СССР складные велосипеды считались самыми модными и удобными в быту. Несмотря на то, что такие модели обладали не слишком мощными характеристиками по сравнению с дорожными, их ценили за компактность и возможность хранить даже в небольшой городской квартире.