Назад в СССР: оригинальные модели советских велосипедов

Как-то раз мы писали о российских производителях велосипедов. Вы обратили внимание, что лишь один из них — ПМЗ — сохранился с советских времен, а остальные образовались уже после распада Союза. А кто, собственно, строил велосипеды в СССР?
Назад в СССР: оригинальные модели советских велосипедов
Веломузей Андрея Митявина

Недорогой по сравнению с автомобилем, доступный как ребенку, так и взрослому, не занимает много места при хранении — все это советский велосипед. В Союзе он был самым популярным видом транспорта, на нем ездили все и везде: от горожан до жителей сел и деревень. Если достаток семьи позволял, родители покупали первый трехколесный велосипед своему чаду уже в 3-4 года, а потом — меняли модели по мере взросления малыша.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

История советских велосипедов

История советских велосипедов началась почти 100 лет назад, когда в 1926 году в Харькове на мощностях Харьковского велосипедного завода имени Петровского был выпущен первый в Советском Союзе «байк». Он производился в нескольких вариантах: дорожный, подростковый, специальный и детский. Интересно, что само предприятие было основано еще в дореволюционный период на базе велосипедной фабрики Лейтнера, которую во время Первой мировой эвакуировали из Риги в Харьков, а после Октября национализировали.

Позже тенденцию выпускать велосипеды подхватили и другие заводы СССР. Так, в Литве появились «Орленок» и «Ласточка», а в Перми производили «неубиваемого» двухколесного коня под названием «Сура», который хорошо подходил для отечественных дорог и был неприхотлив в ремонте. В 1936 году на заводе «Ленинградский металлист» стали массово выпускать детские двухколесные велосипеды «Эврика», «Десна», «Кама» и «Школьник».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В Москве велосипеды начали делать уже после Великой Отечественной войны — в 1949 году на Московском велосипедном заводе собрали спортивный ЗиЧ-1.

Кто производил велосипеды в СССР?

На самом деле, в СССР велосипеды производили не только специализированные фабрики, но и самые разные предприятия. У большинства заводов была определенная квота на производство товаров для обычного потребителя и большая ее часть покрывалась именно производством популярного у советского человека средства передвижения — велосипеда.

Часто советские велосипеды производили из материалов, которые остались в цехах от основного производства завода. Из-за этого некоторые велосипеды, созданные на непрофильных предприятиях, были очень доступны по цене, но имели достаточно низкое качество.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме того, велосипеды СССР были свои для каждого региона. Так, например, если велосипед сделали на заводе в Москве, найти его в Беларуси было сложно — такое же правило работало и в обратную сторону.

Популярные модели советских велосипедов

На деле у каждого советского велосипедного завода были какие-то специфические «бренды». Но некоторые, как, например, «Орленок», становились общими и выпускались на разных заводах в разных союзных республиках.

Детские советские велосипеды

В прошлом веке обзавестись велосипедом мечтал каждый советский ребенок. Если сегодня дети меряются моделями iPhone, в то время королем двора считался обладатель самого «крутого» велосипеда. Чтобы раздобыть такой транспорт для своего чада, родители стояли в огромных очередях и отдавали за него немалую часть зарплаты. Несмотря на товарный дефицит, с детскими велосипедами в стране проблем не было, на выбор всегда были модели для всех возрастов: начиная с трехколесного без педалей, заканчивая полноценным двухколесным.

Взрослые (дорожные) советские велосипеды

Самые классические советские велосипеды для юношей и взрослых по-другому назывались дорожными. Они подходили для перемещения по городским улицам и поездкам по трассе за город. Таких моделей на рынке СССР было больше всего.

Спортивные советские велосипеды

Хотя спортивные велосипеды в Советском Союзе начали производить несколько позже, чем простые дорожные, делали это достаточно удачно. Модельный ряд таких «байков» включал в себя большое количество вариантов как для любителей, так и для профессиональных спортсменов. Советские спортивные велосипеды активно использовали для тренировок и соревнований различных уровней. Главное их отличие от обычного двухколесного транспорта для взрослых заключалось в особенностях конструкций.

Складные советские велосипеды

Сегодня такой велосипед показался бы странным и непривлекательным, но в СССР складные велосипеды считались самыми модными и удобными в быту. Несмотря на то, что такие модели обладали не слишком мощными характеристиками по сравнению с дорожными, их ценили за компактность и возможность хранить даже в небольшой городской квартире.

Игорь Пульхритудов
Игорь Пульхритудов 04 Февраля 2022, 06:10
Ах да, чуть не забыл, с 1947-го по 1972 годы Нарвским машиностроительным заводом выпускался полученный от немцев по репарациям велосипед «Дукс», о нём Ю. В. Никулин в своих воспоминаниях пишет.
Игорь Пульхритудов
Игорь Пульхритудов 04 Февраля 2022, 06:04
А ещё был складной велосипед «Салют», тоже Пермского завода, отличался от «Камы» бОльшим диаметром колёс и усиленной рамой предназначенной (как написано в его паспорте), для поездок по грунтовым дорогам и бездорожью
aTrop
aTrop 12 Мая 2021, 16:15
"Орленок" - вовсе не аналог "Школьника", поскольку он больше. И по колесам, и по габаритам. Я на нем класса до седьмого прокатался, если не до восьмого вообще. У меня точно такой вот и был, шауляйский "Урелюкас" с двойной верхней трубой рамы, переходящей в верхние трубы рамы.
Boris Popov
Boris Popov 10 Мая 2021, 19:54
"Школьник" был и с нормальной рамой, не для девочек. Нет и велосипеда "Спорт", в отличие от "Спутника" у него было четыре скорости, а не три.
Андрей Гаранин
Андрей Гаранин 05 Сентября 2020, 17:31
До сих пор езжу на велосипеде "ЗиС".
Семен Вербицкий
Семен Вербицкий 28 Августа 2018, 07:56
Был еще аналог Уральца: Эрелюкас (Ereliukas), завода Vairas (Литва или Латвия). Он был более красивым: хромированные крылья, рама изящнее, седло другое немного, колеса зеленые!! Зеленые колеса - это вообще был фурор! Первый парень на дворе. Они в тормозах свистели как милицейские машины в фильмах того времени. Но его было вообще не достать тогда. Мы его случайно купили в городе Ангарск и пёрли потом поездом в другой город. А как же детский Лёвушка и Старт?? Статья неполная.
Иван Титенко
Иван Титенко 07 Августа 2018, 14:47
Еще был велосипеды "Салют" и "Тиса 2")))
Александр Красиев
Александр Красиев 17 Июля 2018, 17:50
У меня тоже был велик похожий на "Аист", а назывался он "Салют", я к нему еще магнето прикрутил и фару купленную (выстраданную) в "Спорттоварах". Крутейший парень был во дворе )
Елена Менушенкова
Елена Менушенкова 17 Июля 2018, 09:30
А у меня Аист с первой зарплаты купленный до сих пор жив. Но не как на фото, а тяжелый дорожный. Только сиденье заменила, от «Десны» мягкое поставила. С 1985 года эксплуатирую.
Александр Крюков
Александр Крюков 15 Июля 2018, 22:51
В 1970-х годах завод успешно освоил производство многоскоростных мужских и женских велосипедов. Среди них: «Сура-5», «Сура-6», «Сура-9» (ЗИФ 111-525), «Диана», «Вираж», «Прима», «Темп» и «Сура-3», «Сура-4». Завод выпускал пользовавшиеся большим спросом 10- и 15-скоростные горные велосипеды «Самсон» (ЗИФ 190-535), кроссовый велосипед для подростков, детские 2- и 3-колёсные велосипеды, грузовой 3-колёсный велосипед «Велорикша». Пензенские дорожные велосипеды получили престижные международные награды: большую золотую медаль на международной ярмарке в городе Пловдиве (1989), международный приз «Арка Европы» (1993). Также с 1960-х годов на предприятии осуществлялось производство мотовелосипедов (16-В, 16-В1, 16-ВМ, 17-В), а позже — лёгких мопедов (МВ-18, МВ-18М, ЗиФ-77, ЗиФ-20). К сожалению, в 2016г завод упразднен.
Александр Крюков
Александр Крюков 15 Июля 2018, 22:46
Был Спутник (еще покупала себе моя Мама), у Отца был Урал. Поездил на обоих, на Спутнике довольно долго, сначала "под рамой". А забыли еще про завод ЗИФ г. Пенза.
Владимир Крапоткин
Владимир Крапоткин 15 Июля 2018, 20:21
Урал у меня 10 лет прослужил в жесточайшей эксплуатации. Только пальцы шатунов были мягковаты, менял... Кстати на фото у него стырен насос.
Александр Бибанин
Александр Бибанин 15 Июля 2018, 19:36
Про "Салют" забыли
Павел Алексеев
Павел Алексеев 15 Июля 2018, 19:34
была кама как на фото потом урал. про уралец незаслуженно забыли каждый 3й велик наверное был уралец. ломался у меня урал (выпуск где то середины 90х) разве что, зато я в технике разбираться стал с малых лет) поменял уралу раму с оцовского урала выпуска 60х годов примерно ну и кое какие детальки по мелочи все велик получился неубиваемый...
RangerCat
RangerCat 14 Июля 2018, 20:30
Салют забыли еще.
Andrey Philippenko
Andrey Philippenko 13 Июля 2018, 15:59
В холмистом Сан-Диего купленный "горный" за 500$ стал сыпаться через месяц. "Турист" ХВЗ со "Знаком качества СССР" гоняет 50 лет! Как-то провез 1 км до дачи трубу 250 кг...
throgvar
throgvar 12 Июля 2018, 23:16
Мусор - это нынешние велики из Спортмастера, а советские велосипеды были вечными! Как я только не падал на "Орленке" - ему хоть бы что, только "восьмерки" поправить. На "Спутнике" (купленном, кстати, в 84 году) откатался лет 8, была только одна проблема - настройка переключателя скоростей. На "Украинах" до сих пор деды в деревнях ездят. Так что не надо гнать...
sidorovmax
sidorovmax 12 Июля 2018, 12:20
Качество советских великов в 80-е было откровенно мусорное. Каждый день с утра приходилось затягивать гайки и винты. Подкачивать колеса ежедневно , если камеры с золотником. Тормоза через год выходили из строя. У одного велосипеда рама развалилась. Нашел старую на помойке, поменял. Педали отломались, поставил на большой велик от Орленка. Сейчас понимаю, что это был кошмар длинною в детство.
Андрей Игнатович
Андрей Игнатович 12 Июля 2018, 09:17
"Спутник" я покупал в 82-м, так что он еще долго выпускался а не до 68-го
Санчес Ермак
Санчес Ермак 03 Сентября 2021, 12:02
До сих пор катаюсь на" спутнике" хвз от 80 года. и на "прогресс" зил.
Kukusya Kukusishna
Kukusya Kukusishna 16 Июля 2018, 09:24
У деда вел. Десна был. Тяжёлый, типа Урала.
Alex968m
Alex968m 15 Июля 2018, 00:44
Подростковый.
Kukusya Kukusishna
Kukusya Kukusishna 16 Июля 2018, 09:24
Нормальный Урал с нормальным багажником 15-16 кг весил, потом облегченные пошли.
Андрей Непомнящий
Андрей Непомнящий 12 Июля 2018, 10:32
У меня был Уралец. Он не был аналогом Орленка. Ещё пропустили Вайрес (не помню как оно писалось). Урал и сейчас в гараже. Не сказал бы, что он тяжелый.
zdsmail
zdsmail 12 Июля 2018, 03:07
Орлёнок не был аналогом Школьника - это следующий размер, промежуточный между Школьником и полноразмерными моделями. Аналогом Орлёнка был Уралец. Ну и забыты в статье Десна (аналог Камы), Салют и его аналог Альтаир, и ещё несколько моделей
Pavel Spirin
Pavel Spirin 04 Апреля 2021, 21:28
Абсолютно верно про орленок, спасибо что подметили. и ещё, мне кажется, что всё-таки орленок не делали на нескольких заводах по всему союзу, как написал автор. По моему, это была чисто прибалтийская модель, нет?
aTrop
aTrop 12 Мая 2021, 16:21
Pavel Spirin
Абсолютно верно про орленок, спасибо что подметили. и ещё, мне кажется, что всё-таки орленок не делали на нескольких заводах по всему союзу, как написал автор. По моему, это была чисто прибалтийская модель, нет?
Делали. В Шауляе его делали с 1959 по 1978 год под названием "Эрелюкас" - это как раз тот вариант, что на фото, с двойной верхней трубой рамы (был еще вариант для девочек), а до того, с 1949 по 1951 год - в Минске, именно "Орленок" с классической, так сказать, рамой.
Kostia Kostik
Kostia Kostik 12 Июля 2018, 00:39
Еще есть Десна, Єврика, Украина, Тиса
ljambeck
ljambeck 11 Июля 2018, 22:37
Статья, очевидно не полная. Как минимум упустили популярные Салют и Салют-С (складной!!!) того же ПМЗ. Очень удачная модель для разных возрастов (от подросткового до взрослого), надежный, удобный, универсальный агрегат. В целом похож на Каму, но колеса крупнее. У меня такой был... обожал его!!!
Robur Robur
Robur Robur 10 Мая 2021, 19:30
Салют - это легенда! Простой и практичный велосипед, который даже пенсионеру подойдёт ввиду удобства.
Виктор Саксон
Виктор Саксон 11 Июля 2018, 15:49
и "бабочку"
Виктор Саксон
Виктор Саксон 11 Июля 2018, 15:45
А где самая массовая "Украина" и "Старт шоссе?" Ну и "малыш" и "дружок" до кучи.
rocket1
rocket1 11 Июля 2018, 14:59
Ну, простейшие ТТХ можно было написать?
Alexander Gonsales
Alexander Gonsales 12 Июля 2018, 14:38
Обидно, но забыт легендарный Старт-Шоссе, единственный из ширпотреба с хромомолибденовой прочной и лёгкой рамой.. На нём тренировались советские спортсмены. Ещё из "гоночных" ещё был велосипед "Спорт", но рама у него была из стали, потяжелее.
Олег Муравицкий
Олег Муравицкий 30 Мая 2018, 11:29
"«Спутник». Недолго выпускавшийся — всего-то с 1964 по 1968 год" — не совсем точно, у меня и у еще одного знакомого есть "Спутник" В-39 1969 года выпуска.