Все знают «Роллс-Ройс» и «Бентли», «Ягуар» и «Ленд-Ровер». Британское автомобилестроение, хоть и принадлежит ныне в основном иностранным концернам, всё равно остаётся знаковым в плане изящества, стиля и традиций. Но есть огромное количество британских марок, о которых мы никогда и ничего не слышали. Вот о них — редких «британцах» — и поговорим.

Tornado. Компания, существовавшая с 1957 по 1962 год и строившая эффектные спорткары. На снимке — последняя модель фирмы, Tornado Talisman 1962 года, выпущенная в количестве 186 экземпляров.
Ogle. Дизайнерское ателье, разработавшее множество известных моделей для различных заказчиков — Reliant Scimitar, Triumph Trident и так далее. В 1959—1962 году Ogle пытались производить собственные автомобили, на снимке — последняя модель Ogle SX1000 (1962). К слову, само ателье существует и поныне.
Cluley. Компания существовала с 1921 по 1928 год и выпускала типовой для того времени набор шасси и кузовов. На снимке — Cluley 10/20 Tourer (1926). Впрочем, после 28-го компания не исчезла совсем, а производила комплектующие вплоть до середины восьмидесятых.
Berkeley. Производитель миниатюрных спорткаров сперва с мотоциклетными, а затем с автомобильными двигателями с 1956 по 1960 год. На снимке — Berkeley Foursome 1958 года, таких кабриолетиков было сделано всего 20 штук.
Arnott. Лондонская фирма, работавшая с 1951 по 1957 год и делавшая гоночные автомобили Формулы-3. Помимо них, существовала одна «гражданская» модель Arnott со стеклопластиковым кузовом (на снимке).
Arab. Потрясающей красоты единственная модель компании, Arab 2-Litre (на снимке модификация с кузовом Super Sports) производилась в Летчуэрте с 1926 по 1928 год по инициативе знаменитого гонщика-рекордиста Годфри Перри-Томаса. В 1927-м Перри-Томас разбился, и компания быстро закрылась. Всего она успела построить не более 10 машин, 2 сохранились до наших дней.
Unipower. Компания Universal Power Drives производила грузовики специального назначения — для валки леса, например, с 1934 года. Но в 1966—1970 компания внезапно выпустила тиражом 75 экземпляров спорткар Unipower GT (на снимке), конкурента американским масл-карам. Компания существует до сих пор, производят военную технику и трактора.
Gwynne. Сталелитейная компания Gwynnes Limited существовала с 1849 года до середины 1970-х. В определённый период своей истории, с 1920-го по 1930-й она выпускала и автомобили. На снимке — Gwynne 10 hp (1929).
English Mechanic. С 1900 по 1913 год британский научно-популярный журнал The English Mechanic and World of Science публиковал большую серию статей «Как построить автомобиль своими руками». Всего были описаны 6 паровых и бензиновых моделей, разработанных инженерами и журналистами, работавшими в журнале. По приведенным в журнале чертежам было изготовлено довольно много экземпляров, четыре дошли до наших дней. На снимке English Mechanic 5hp twin cylinder (1904).
Tourette. Микрокар, производившийся компанией Carr Brothers в 1956−58 годах. Всего было произведено 26 машинок.

Многие истории о британском автомобилестроении поражают. Чего стоит только журнал English Mechanic, который нанял инженеров, чтобы те разработали специально для него несколько автомобилей, которые читатели могли бы полностью изготовить своими руками! Поговорим о этом и не только об этом.