Должны ли беспилотные автомобили убивать своих хозяев?

За долю секунду беспилотному автомобилю в будущем придется делать выбор с моральными — и даже смертельными — последствиями. Три пешехода вдруг выбежали на проезжую часть, времени затормозить нет. Остается либо наехать на пешеходов, либо резко свернуть в сторону, подвергая опасности жизнь пассажира в самой машине. Так кого надо спасать в первую очередь?
Должны ли беспилотные автомобили убивать своих хозяев?

Команда из трех психологов и компьютерных ученых только что закончила исследование, касающееся этой моральной дилеммы. Они провели несколько онлайн-опросов среди американских граждан и выяснили, что люди тоже не могут определиться с однозначным ответом. «Большинство людей хотят жить в мире, где каждый владеет беспилотными машинами, сокращающими число несчастных случаев, — пишет один из авторов исследования, — но с другой стороны, те же люди хотят, чтобы их машина защищала их любой ценой».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Детальное исследование по этому поводу опубликовано в журнале Science. «Мы выяснили, что большинство людей склоняются к тому, что машина должна принести своего пассажира в жертву ради общего блага, — говорит глава исследования Жан-Франсуа Боннефон. — Даже когда люди представляли себя в машине, они все равно говорили, что машина должна пожертвовать ими. Причем даже когда они представляли себя в машине с родственником или собственным ребенком».

Причем цифры в исследовании крайне убедительны. В одном из вопросов, когда выбор был между спасением пассажира или группы из десяти прохожих, более 75% респондентов ответили, что правильным выбором будет пожертвовать пассажиром беспилотника. Подводя итог, «большинство людей соглашаются с моральной точки зрения, что машины должны спасать максимальное количество людей, даже если им придется ради этого убить собственных пассажиров», — говорит Боннефон.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И все было логично и морально, но дальше появилось большое «но». Когда людям предоставляли выбор между тем, чтобы купить утилитарную машину (которая спасает большинство людей) или эгоистичную (запрограммированную спасать своего пассажира любой ценой), люди тут же выбирали эгоистичный вариант. Когда дело касалось утилитарных машин, ответ был буквально такой: будет замечательно, если их купят другие люди, но я лучше возьму вот эту. Экономисты называют это чувство социальной дилеммой. Оно сродни тому, что все должны платить налоги, но никто особо не в восторге, когда выплата налогов касается его самого.

Нажми и смотри