Когда мы ведем машину и отвлекаемся на посторонние задачи, наш мозг сам выравнивает траекторию — срабатывает «автокоррекция». Но только не тогда, когда вы переписываетесь за рулем.

В ходе эксперимента Хьюстонского университета и Института транспорта Техасского университета A&M 76 водителей проезжали участок виртуальной трассы четыре раза: первый раз — сосредоточившись на вождении, второй — решая несложные задачки, третий — отвечая на вопросы, вызывающие эмоциональный отклик, а в четвертый им нужно было вести машину и писать SMS. Знакомые ситуации, правда?

Все три фактора — умственная и эмоциональная активность, а также переписка — отвлекают от дороги. Движение рук на руле становится нервным и дерганым — но к серьезным последствиям это приводит только в случае с SMS. Отвлекшийся на переживания или логические задачи водитель ведет ровнее, чем тот, кто смотрит на экран телефона.

«У нас есть объяснение таким результатам, — утверждает автор исследования Иоаннис Павлидис, — Скорее всего, дело в деятельности передней поясной коры головного мозга.

Мы знаем, что передняя поясная кора работает как корректор ошибочного поведения. В нашем случае ошибку порождают когнитивные и эмоциональные раздражители — и набор сообщений на телефоне. Чтобы передняя поясная кора регистрировала ошибки, ей необходима информация двух видов: зрительная — водитель смотрит на дорогу, и моторно-сенсорная — руки лежат на руле. Если мы не отвлекаемся на экран мобильника, обмен такой информацией составляет замкнутую цепь. На дороге это выглядит так: информация о сильном отклонении вправо поступает в мозг, и «автокоррект» отправляет рукам импульс, заставляющий водителя выкрутить руль влево.

Когда сенсорная цепь разорвана, поясная кора не включает свой самоисправляющийся механизм, и траектория становится более непредсказуемой и опасной.