История ГЗА-651: как создавался самый известный советский капотный автобус

В 1949 году с конвейера Горьковского завода автобусов (ГЗА) сошел капотный автобус ГЗА-651 на шасси ГАЗ-51, которому суждено было на долгие годы стать самой массовой моделью в СССР и родоначальником новой эры советского автобусостроения.

В 1952 года было принято решение перепрофилировать Горьковский завод автобусов и присоединить его к Горьковскому заводу аппаратуры (ныне — Завод аппаратуры связи им. А. С. Попова). Вся документация по 651-му была передана на Павловский автобусный завод.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Помимо ГЗА и ПАЗ, модель с 1953 году начала производиться на РАРЗе (рижском заводе, более известном как РАФ), а с 1958-го и на Курганском автобусном заводе (КАвЗ).

В целом же грузовое шасси ГАЗ-51 послужило основой для огромного количества типовых клонов-автобусов, производившихся на различных заводах СССР — на 101-м центральном авторемонтном заводе, Каунасском авторемонтном заводе, заводе «Лессельмаш» и даже на авторемонтном заводе «Прогресс» (ГДР).

Последние автобусы такого типа производились на «Лессельмаше» вплоть до середины 1980-х.

Владимир Барашкин
Владимир Барашкин 16 Сентября 2021, 22:27
Слава великому труженику-автобусу моего детства!!! Тетюши-Буинск!!! 40 км!!! Не помню сколько часов ехал.
Александр Порщаго
Александр Порщаго 16 Сентября 2021, 21:15
Эх,сколько на этом автобусе трудяге намотано километров в Коми АССР из пос. Нибель- II в пос.ВойВож( по выражению моего напарника по хоккейной команде Сани Бейсарона -столица нашей Родины пос.ВойВож), где была средняя школа в которой обучался со 2 -го по 10 класс.Возил нас туда д.Володя Зимин если он жив дай Бог ему здоровья,если умер земля ему пухом,натерпелся он от нас.Именовались мы приезжими,что помогало нам благополучно избегать общественных мероприятий в школе.