Холодный и расчетливый искусственный интеллект опутывает паутиной проводов автомобиль и водителя, чтобы стать незаметнее, деликатнее и человечнее. Отдаемся в нежные объятия прогресса за рулем Volvo XC90.
Volvo XC90: тест-драйв

Большинство современных автомобилей одной ногой уверенно шагнули в будущее, а второй прочно застряли в прошлом. Ширина шага у всех автопроизводителей разная, но суть остается неизменной: новые алюминиевые кузова женятся со старой ходовой, обновление двигателей сопровождается лишь легким рестайлингом экстерьера, а продвинутый софт для информационно-развлекательной системы занимает почетное место в списке дорогих, но необязательных опций.

Новый Volvo XC90 стоит особняком: это редкий автомобиль, целиком и полностью созданный с чистого листа. Времени на разработку у шведов было хоть отбавляй: прежний XC90 продержался на конвейере почетные 12 лет и пользовался неизменной популярностью, в том числе и в России. Первый крупный внедорожник Volvo заработал себе столь солидную репутацию, что первую ограниченную партию нового XC90 (всего 1927 авто) поклонники расхватали по предзаказам всего за 47 часов.

Большой кроссовер от Volvo нашпигован интересными техническими решениями, о которых мы наверняка не раз будем рассказывать на страницах журнала. Но во время первого в мире тест-драйва нового XC90 прежде всего хотелось сосредоточиться на ощущениях: каково это, управлять автомобилем действительно нового поколения?

Кнопкам бой!

«Это смартфон, бабушка, он без кнопок», — говорит известный певец в рекламе. А это новый автомобиль, и кнопок у него тоже немного.

Центральную консоль венчает 9-дюймовый дисплей с альбомной ориентацией. Интерфейс под названием Sensus использует все достижения современного планшетостроения: страницы листаются по горизонтали и вертикали, карты и тексты масштабируются с помощью «мультитач», иконки меню и приложений располагаются в удобном для пользователя порядке. Благодаря инфракрасной технологии общаться с дисплеем можно даже в перчатках.

При минимальной сноровке по кнопкам скучать не приходится: интерфейс тщательно продуман — все самое необходимое всегда под рукой. К примеру, управление температурой, подогревом сидений и направлением воздушных потоков всегда остается в нижней части экрана, независимо от того, используете вы навигацию или читаете инструкцию по эксплуатации. Это практически то же самое, что иметь отдельные органы управления для климата.

Но необходим ли сенсорный дисплей в автомобиле, или это просто дань моде? В случае с Volvo XC90 графический интерфейс действительно расширяет возможности авто, делая его более гибким и дружелюбным. К примеру, кроссовер оснащен внушительным количеством систем помощи водителю: это автопарковщик и контроль траектории в рамках полосы, система мониторинга усталости водителя и предупреждение о небезопасной дистанции, камеры кругового обзора, контроль мертвых зон, система стабилизации с разными режимами работы и многое другое. Чтобы управлять всем этим хозяйством, жизненно необходимо экранное меню. В противном случае пришлось бы усыпать кнопками весь салон. Оцените заботу разработчиков: владелец может настроить уровень подогрева каждого сиденья и руля, который будет устанавливаться при каждом включении двигателя. В холодное время года это избавляет от ритуального «соло на кнопках» при каждом холодном запуске. Также доступны «настройки по умолчанию» для климат-контроля в задней части салона: что бы дети ни накрутили в поездке, при перезапуске все будет исправлено.

В моем личном рейтинге первое место занимает одна из функций опциональной аудиосистемы Bowers & Wilkins. В меню есть «горячие клавиши», оптимизирующие позиционирование звука для одинокого водителя или для нескольких человек в салоне. Интересно, что аудиосистема высшего класса с 19 динамиками глубоко интегрирована в автомобиль на уровне не только интерфейса, но и платформы: еще только разрабатывая узлы задней подвески, инженеры уже имели в виду, что рядом с ними надо будет расположить сабвуфер.

Человеческим голосом

«Разве не опасно копаться в планшете на ходу?» — спросите вы. Разумеется, делать это вовсе не обязательно. Глубоко в меню запрятаны только те функции, которые нужны «раз в году». Все, что может понадобиться за рулем, представлено на экране крупно и четко. Но центральный дисплей — вовсе не самое оперативное средство управления в интерфейсе Sensus. Приборная панель также представляет собой ЖК-экран с диагональю 12,3 дюйма, на которую, помимо спидометра и тахометра, выводится любая актуальная информация. С помощью кнопок на руле и контекстных меню на приборной панели можно совершать звонки по телефонам из записной книжки, выбирать музыкальные композиции (в том числе из интернет-приложений), переключать настройки, практически не отрывая глаз от дороги.

Наиболее важная информация (скорость движения, дорожные знаки, указания навигатора) проецируется на лобовое стекло. Навигация — отличный пример гармоничного взаимодействия трех экранов. На большом дисплее можно оставить маршрут целиком в мелком масштабе. Эта картинка дает отличное представление о том, сколько пути уже пройдено и сколько осталось. На приборной панели демонстрируется пара ближайших перекрестков — в цвете, с домами и ориентирами. Это изображение помогает разбираться в сложных развязках и поворотах. На проекционный дисплей выводятся конкретные указания с обратным отсчетом: «Через 50 метров поверните направо». Результат — весь маршрут под контролем, от ближайших поворотов до дальних горизонтов.

Как и любой планшет, интерфейс Volvo Sensus расширяем: он допускает установку приложений, сделанных в сотрудничестве со сторонними производителями, — музыкальных агрегаторов, соцсетей, новостных порталов, альтернативных навигаторов, сервисов поиска и оплаты парковки. В ближайшем будущем автомобиль получит Android Auto и Apple CarPlay — функционал для вывода изображения с экрана смартфона на дисплей Sensus.

В первых же автомобилях, которые получат клиенты, будет работать голосовое управление (к сожалению, на предпродажном тесте мы не имели возможности испытать эту функцию). Обращаться к кроссоверу можно будет практически по любому вопросу, от поиска музыки в интернете до установки температуры в салоне. Причем Sensus будет понимать не только заранее заученные команды, но и более вольные формулировки, как продвинутые интернет-поисковики. Системе можно будет надиктовать смс-сообщение, а она сможет зачитать вслух входящее письмо. Причем функция голосового управления будет доступна и на русском языке.

Умнее — скромнее

Читатель может возразить мне, что ничто из описанного выше нельзя назвать настоящей революцией: и сочетание трех экранов, и онлайн-сервисы, и распознавание голоса, и электронная инструкция по эксплуатации — все это можно встретить на современных седанах и кроссоверах премиум-класса. И все же XC90 выделяется на их фоне своей неотделимостью от интерфейса Sensus. Ни одна опциональная система не сможет настолько глубоко пронизать весь автомобиль и обеспечить доступ к стольким тонким настройкам, как та, что разработана в неразрывной связи с ним.

Возвращаясь к вопросу, что чувствует человек за рулем автомобиля последнего поколения, можно ответить определенно: уверенность, спокойствие и уют. Главный плюс Sensus в том, что система не перегружает водителя информацией (равно как и излишней опекой), а, напротив, деликатно предлагает выбрать лишь самое лучшее. Вся философия Sensus, Volvo и скандинавского дизайна в целом выражена в деревянных вставках светлого салона XC90. Покрытые тончайшим лаком, они создают иллюзию нелакированной «живой» древесины. С одной стороны, это весьма сложная и пока что редкая технология. С другой — она создает ощущение уюта, как в доме, в котором прожил десятки лет.

Статья «Скромное обаяние электроники» опубликована в журнале «Популярная механика» (№5, Май 2015).