Имя одного из величайших автомобильных дизайнеров нашего времени может быть предано забвению еще при жизни художника в наказание за слабый предпринимательский талант.

Необычная компоновка Fisker Karma с продольно расположенными электродвигателями и литий-ионной батареей в центральном тоннеле — это технический фундамент ее приземистого стремительного образа.
Несмотря на вдвое меньшую цену, чем у Karma, новый седан Fisker Atlantic будет вовсю щеголять оригинальными техническими решениями, такими как диагональные силовые элементы стеклянной крыши, которые инженеры прозвали «пауком». На фото внизу — Surf, универсал на основе Karma, который увидит свет в 2016 году.

Для любителей красивых автомобилей первое полугодие 2014-го выдалось чрезвычайно урожайным на хорошие новости. Новейшая американская марка Fisker, возродившая традиции люксовых кузовных ателье начала двадцатого века в сочетании с гибридными технологиями двадцать первого, не умрет. В феврале разорившуюся фирму купили с молотка китайцы из группы Wanxiang (один из крупнейших производителей автокомпонентов) за цену, втрое превышающую стартовую. В апреле временный президент Fisker Роджер Браун сообщил о планах компании по выпуску автомобилей: уже в 2015 году на конвейер вернется любимица кинозвезд Karma, в 2016-м в серию пойдет универсал Surf, а в 2017-м свет увидит долгожданный седан Atlantic — самый доступный, но ничуть не менее красивый гибрид Fisker.

Лишь одна новость прозвучала, как гром среди ясного неба: руководство группы Wanxiang рассматривает вопрос о смене названия марки. Любимое детище, плоть от плоти Хенрика Фискера, может перестать носить его имя. На случай, если это действительно произойдет, мы решили рассказать о великом дизайнере и плохом бизнесмене, которому мы обязаны появлением нескучных гибридов в наше экологически стерилизованное время.

«Трамонто» значит закат

Хенрик Фискер — настоящий гражданин мира. Он родился в Дании, обучался в колледже дизайна в Калифорнии, 12 лет проработал в немецкой BMW, создавал истинно британский образ спорткаров Aston Martin, возглавлял американскую Глобальную студию дизайна Ford. Его перу принадлежат BMW Z8 и Aston Martin DB9 — автомобили, уже ставшие классикой.

В 2004 году Фискер неожиданно покинул высочайший пост в Ford, вызвав недоумение большинства коллег по цеху. Художник преследовал амбициозную цель — возродить довоенные традиции люксовых автомобильных ателье, в которых на одинаковые шасси устанавливались изготовленные по индивидуальному заказу кузова и салоны.

Вместе с партнером Бернардом Келером Фискер приступил к изготовлению штучных автомобилей ручной сборки. Если вам о чем-нибудь говорят имена LeBaron, Fleetwood, DeLorean, то Fisker Coachbuild занимает достойное место в этом славном ряду.

Компания принималась за самые разные заказы, вплоть до разработки дизайна часов. Но основной ее продукцией были два автомобиля — Tramonto и Latigo CS. В основе Tramonto лежала агрегатная база Mercedes-Benz SL 65 AMG. Фискер разработал карбоновый кузов, сохранив мерседесовские точки крепления агрегатов и элементы пассивной безопасности. Салон автомобиля изготавливался вручную с качеством, достойным Bentley, Rolls-Royce, Maybach.

Tramonto (ит. — закат) мог оснащаться одним из двух моторов AMG — V-8 или V-12. Автомобиль с «восьмеркой» набирал сотню за 3,6 с и разгонялся до 325 км/ч, а 700-сильный V-12 катапультировал машину от 0 до 100 км/ч за 3,2 с и позволял превысить скорость в 330 км/ч. Примечательно, что лишь один из всех выпущенных родстеров получил 12-цилиндровый двигатель: состоятельные покупатели Fisker ценили прежде всего эксклюзивный дизайн, приравнивающий автомобиль к произведению искусства.

Модель Latigo была построена по такому же принципу на основе BMW 6-й серии или M6. В конструкции кузова использовались карбон, алюминий, нержавеющая сталь и литые детали из магниевого сплава. Каждая из двух моделей должна была быть выпущена ограниченной серией по 150 пронумерованных экземпляров.

Как Ди Каприо придумал «Титаник»

В 2008 году стало ясно, что изготовление штучных авто для сильных мира сего для Фискера было лишь разминкой. Он намеревался создать настоящую автомобильную марку, чтобы производить современные и, главное, красивые машины.

Фискер хотел, чтобы его седаны отличались от всех остальных. И помог ему в этом актер Леонардо Ди Каприо. Однажды увидев Лео за рулем Toyota Prius, Фискер понял, что хочет производить стильные гибриды. Ателье Fisker Coachbuild объединило усилия с разработчиками технологий альтернативной энергетики Quantum Technologies, чтобы создать новую американскую марку Fisker Automotive. Одним из инвесторов стал и Ди Каприо.

За свою недолгую жизнь компания привлекла чудовищную сумму, превышающую $1?млрд. Значительная часть средств была получена от Департамента энергетики Правительства США в рамках программы финансирования разработок в области экологического транспорта.

Первая (и пока единственная) модель Fisker Karma — это последовательный гибрид. Его задние колеса приводятся в движение двумя 201-сильными электромоторами, развивающими 1356 Н•м крутящего момента на любых оборотах начиная с нуля. Литий-ионная батарея занимает место… карданного вала, в отличие от ближайшего конкурента Tesla, где плоские аккумуляторные ячейки прячутся под полом по всей площади салона. Батарея заполняет высокий центральный тоннель в салоне, обеспечивая низкую спортивную посадку.

Батарея полностью заряжается от бытовой сети переменного тока за пять часов, но если ее заряда не хватает на все путешествие или требуется повышенная мощность для динамичной езды, то в игру вступает 260-сильный бензиновый двигатель Ecotec, который приводит генератор.

Сама по себе схема не нова: так же работает популярный Chevrolet Volt и гибридные версии BMW серии i. Но бог, как известно, в деталях. Низкий центр тяжести делает Karma очень хорошо управляемым автомобилем при относительно мягкой комфортной подвеске. Расположение батареи в центральном тоннеле хоть и приносит в жертву полезное пространство, зато развязывает руки дизайнеру: невероятно низкий капот и линия крыши делают Karma одним из самых стремительных и эффектных автомобилей наших дней. Способствует этому и отсутствие коробки передач, и упрощенная, а значит, более компактная трансмиссия электрокара.

Но главное в Karma — звук. За озвучку практически бесшумного автомобиля отвечает электронный синтезатор, издающий величественное гудение инопланетной летающей тарелки. Этот неземной звук производит фурор везде, где появляется Karma.

К 2011 году, когда стартовало серийное производство Fisker в Финляндии, на Karma вовсю разъезжали счастливые кинозвезды, киношный миллиардер Уолден Шмидт в исполнении модного Эштона Кутчера, а чуть позже певец Джастин Бибер. Детище Фискера в мгновение ока заслужило репутацию «крутейшей тачки», при этом оставаясь экономичным и экологически чистым гибридом.

Художник должен быть голодным

Такую феерическую цепь неудач не встретишь даже в фантастическом романе. В феврале 2012 года правительство заморозило кредитную линию Фискера сразу по двум причинам. Во‑первых, из 15?000 обещаных «Карм» было выпущено меньше 2000. Во‑вторых, дорогая Karma никак не тянула на массовый экологически чистый автомобиль. Фискер обещал исправить ситуацию, выпустив более доступный седан Nina (позже был переименован в Atlantic), но не сделал ни одной машины.

Ураган Сэнди повредил 338 автомобилей. Вода попала в электропроводку, и пожар уничтожил полтора десятка авто. На Фискера посыпались жалобы от клиентов, недовольных качеством сборки и работой батарей. Отзывная компания стала одной из причин банкротства поставщика батарей A123 Systems, которую с радостью подобрали те же китайцы из Wanxiang.

Хенрик Фискер вел бизнес так, будто, кроме дизайна, его больше ничего не интересовало. Он жил на широкую ногу, нанял около 300 сотрудников, в том числе дорогих именитых топ-менеджеров из крупных автоконцернов. В то время как Tesla патентовала технологии и зарабатывала, продавая лицензии другим производителям, Фискер, напротив, платил поставщикам за каждую деталь под капотом. Он работал по предоплате — в частности, купил у BMW 100?000 двигателей для Nina, не построив ни одной машины. Когда компания обанкротилась, ее глава Хенрик Фискер, по сути, не владел ничем, кроме дизайна кузовов. С другой стороны, дизайн самого Хенрика Фискера — это и есть вся ценность марки. Именно дизайн с руками оторвали китайцы, которые собираются поставить на конвейер все когда-либо спроектированные модели Fisker. Именно за дизайн были готовы платить состоятельные покупатели, невзирая на непотребное качество сборки и средние динамические качества.

Сейчас новые хозяева размышляют над тем, не стало ли имя Фискера синонимом неудач и низкого качества. А многочисленные поклонники, сердца которых марка успела завоевать за свою короткую, но яркую жизнь, недоумевают, кто будет разрабатывать новые модели компании, когда чертежи из стола закончатся. Хочется верить, что великий мастер вновь вернется в свою студию, а его имя — на радиаторную решетку авто.

Статья «Карма Фискера» опубликована в журнале «Популярная механика» (№6, Июнь 2014).