Что если бы «ГАЗель» сделали не на ГАЗе, а на РАФе: знакомьтесь, «Роксана»

В восьмидесятых годах легкие коммерческие автомобили разрабатывали не только в Горьком. Аналогичные проекты были в работе на Рижской автобусной фабрике и на Запорожском автозаводе. Допустим, история сложилась бы иначе и в серию пошла бы именно латвийская модель. Каким был бы отечественный микроавтобус?
Что если бы «ГАЗель» сделали не на ГАЗе, а на РАФе: знакомьтесь, «Роксана»
(c) CSDD — Wikipedia
Период застоя плохо отразился на всех автозаводах СССР без исключения.

В том числе, безнадежно устарел и микроавтобус РАФ-2203 «Латвия», выпускавшийся на фабрике в Елгаве. В 1987 году на РАФе сменилось руководство, и новый директор Виктор Боссерт горячо выступал за создание полностью новой модели. Под его началом закипела работа над проектом РАФ М1.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дизайн

Облик будущего микроавтобуса выбирали в ходе всесоюзного конкурса, проведенного в 1988 году фабрикой совместно с газетой «Комсомольская правда». Победил в нем рижский же дизайнер Владимир Васильев. Хорошо быть и участником, и жюри одновременно, не правда ли? Впрочем, издание «Колёса.ру» предположило, что работа Васильева объективно была лучшей: никто из конкурсантов не представлял себе возможности и запросы РАФ так, как он.

Конструкция

Изначально РАФ М-1 хотели сделать передне- и полноприводным, основанным на агрегатах «Москвича». Однако возникли сложности с поставками комплектующих, и создатели М1 переработали конструкцию. Ходовой прототип, выехавший из цеха РАФ в 1990 году, был шедевром комбинаторики:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Двигатель ЗМЗ-406 от перспективной горьковской легковушки ГАЗ-3103,
  • Подвеска от ГАЗ-3105 – разрабатываемой в Горьком «Волги» пятого поколения,
  • Пятискоростная коробка передач – от будущего УАЗ «Симбир»,
  • Рулевая система с гидроусилителем вообще от Ford Transit, европейского бестселлера в классе микроавтобусов.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РАФ М1 «Роксана» и ее преемник РАФ М2 «Стилс» фото
РАФ М1 «Роксана» и ее преемник РАФ М2 «Стилс»
(c) Rawcar via Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Имя

В начале 1990-х проект передали английской инжиниринговой фирме International Automotive Design (IAD) для доводки. Британцы присвоили заказу свое внутреннее обозначение Project Roxanna. Оно понравилось латышам – так микроавтобус получил имя «Роксана».

По имеющимся сведениям, единственный сохранившийся экземпляр пылится в гараже в Вентспилсе, Латвия.
По имеющимся сведениям, единственный сохранившийся экземпляр пылится в гараже в Вентспилсе, Латвия.
(c) Raw21 - Wikipedia

Увы, дальше в странах бывшего СССР начались экономические проблемы. ГАЗ смог выбратьcя из них: более того, именно «ГАЗель» стала той лошадкой, на которой Горьковский автозавод выехал из кризиса 1990-х. Перспективному проекту РАФ не повезло, и он не достиг конвейера. До наших дней сохранился единственный построенный образец — и то уже хорошо.