«Старт» против «Рафика»: какой из советских микроавтобусов был лучше

В 1963 году на ВДНХ показали красивый микроавтобус «Старт». К тому моменту в СССР уже выпускался его конкурент РАФ-977. Но если, допустим, новинка была лучше, почему было не перейти на более совершенную модель?
«Старт» против «Рафика»: какой из советских микроавтобусов был лучше
Архив «За рулем»
«Старт» был проектом Харьковского автодорожного института (ХАДИ).

Главным вдохновителем и мотором проекта был некий В. Антонов, начальник Главного автотракторного управления Северодонецкого совнахоза (не запоминайте это название). Кроме яркой внешности, у «Старта» была примечательная особенность – стеклопластиковый кузов, революционное решение по меркам начала 1960-х. Мотор, трансмиссия и другие агрегаты использовались от легковой машины ГАЗ-21 «Волга» – так же, как и у РАФ-977.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На ВДНХ новую машину осматривали высшие руководители Советского Союза. Есть слухи, что даже Никита Хрущев на нем прокатился. После этого Антонову выделили то, чего он так добивался: 50 новеньких машинокомплектов ГАЗ-21, чтобы выпустить опытную партиюю «Стартов».

Однако директорат ГАЗ и их непосредственные начальники в министерстве автомобильной промышленности СССР решили по-своему. Завод и так загружен по горло поставками узлов на Рижскую автомобильную фабрику (РАФ), плюс выполняет собственный производственный план, рассудили они. И отменили решение.

Объективно, каждая из двух машин имела свои преимущества и недостатки.

По дизайну «Старт» однозначно выигрывал у скучного РАФ-977, этакого «кирпича с глазами». Пластиковый кузов не боялся коррозии, а кроме того, у харьковской машины был отдельный багажник. В целом, она больше напоминает минивэны наших дней, чем микроавтобусы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Микроавтобус Старт
Архив "За рулем"
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С другой стороны, РАФ за счет простой формы был короче на 7 сантиметров, при этом вмещал на одного человека больше.

РАФ-977 фото
РАФ-977
Источник: Wroom
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Старт» vs «Рафик»

Динамику и безопасность двух машин, увы, сравнить не можем. Можно лишь предположить, что «Старт» с его несущим кузовом был более приземистым, чем рамный «Рафик», поэтому был устойчивее в поворотах и в целом динамичнее. Но это лишь догадки.

Тот же пластиковый кузов был самым большим недостатком донецкой машины с точки зрения технологичности. Каждый кузов вручную выклеивали на матрицах, а потом долго дорабатывали, срезая литники и выравнивая поверхность. РАФ-977 однозначно лучше подходил для массового производства.

«Старт» все же начали выпускать, используя в качестве доноров агрегатов списанные «Волги», но такой способ не позволял наладить массовое производство, и их общий выпуск не превысил 200 экземпляров.