Меж «Окой» и «Калиной»: загадка исчезновения 5 моделей Lada из 1990-х

Вы наверняка знаете серийные малолитражки, разработанные в разное время в Тольятти. Первой стала ВАЗ-1111 «Ока», а следующей была уже Lada «Калина», семейство с индексами 1117, 1118 и 1119. Куда делись модели с индексами от 1112 до 1116? Предлагаем разобраться, окунувшись в смутное время, разделяющее рождение «Оки» и «Калины».
Меж «Окой» и «Калиной»: загадка исчезновения 5 моделей Lada из 1990-х
Источник: Колёса.ру
Сразу скажу, что следов моделей ВАЗ-1113, 1114 и 1115 мне найти не удалось.

Вообще история Волжского автозавода в этот период довольно запутана. Завод пробовал одну идею за другой в поисках выхода из плачевной ситуации, в какую его загнала командная экономика. В конце 1980-х старая советская формула продаж «берите-что-дают-и-радуйтесь» больше не работала: нужно было изучать вкусы автомобилистов и искать возможность предложить им то, что они хотят.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Одна трудность была в том, что между «Окой» и «Самарой», двумя легковыми моделями, выпускавшимися конвейерами Тольятти, явно не хватало третьей, промежуточного размера. Правда, существовала ЗАЗ-1102 «Таврия». Но ее, во-первых, не хватало на всех желающих, во-вторых, проволочки и задержки со стороны Минавтопрома СССР привели к тому, что выпуск «Таврии» задержали как минимум на 10 лет, и даже в самом начале производства машинка не могла считаться современной.

Елабуга

В том же 1988-м в кабинетах министерства автомобильной промышленности родилась «гениальная» идея: строящийся в Елабуге тракторный завод КамТЗ переквалифицировать в автомобильный. КамТЗ к тому времени строился уже четыре года, но за это время всего треть работ были выполнены. Одному министру известно, с чего он решил, что тракторный завод при переделке в автомобильный вдруг начнет строиться быстрее. И откуда взять для него конструкторские кадры.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тем не менее, именно здесь предполагали разработать и производить модель с индексом 1112 – ту самую, промежуточную между «Окой» и «Ладой». А для разминки модернизировать «Оку», оснастив ее 3-цилиндровым двигателем увеличенной мощности – этот проект получил название ХМ-1121, – и перевести ее производство на будущий ЕлАЗ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ЕлАЗ-1121 фото
ЕлАЗ-1121
Источник: Колёса.ру
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дальше начинается полная катавасия. Насколько я смог разобраться, первые прототипы новой пятидверной модели с четырехцилиндровым двигателем носили уже название ЕлАЗ-1125 – от индекса 1112 отказались. Автомобильные историки предполагают, что базой для этой модели стала более крупная ВАЗ-2108 «Самара» – на это указывает одинаковая колесная база двух машин. При этом новая модель была короче на 25 см и уже, вписываясь в B-класс.

Fiat Punto image
Fiat Punto
Fiat
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Затем правительство СССР заключает договора о сотрудничестве с Fiat и нанимает Porsche для работы над двигателем новой модели. Но не 1125-й, а уже другого проекта, названного A-93. Итальянские партнеры быстренько довели совместную с ВАЗом разработку до конвейера – получился хорошо известный Fiat Punto. А тольяттинская модель свет так и не увидела: события 1991 года и ранних девяностых не позволили закончить работу над A-93.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Проект А-93 фото
Проект А-93
Источник: Колёса.ру
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

АВВА

В 1993 году идея создания автомобиля B-класса привлекла интерес Бориса Березовского, в те годы владельца компании «ЛогоВАЗ», сколотившего капитал и влияние на торговле «Ладами». Пусть история олигарха полна темных пятен, его предприимчивость восхищает: именно Березовский придумал, как в условиях кризиса в экономике изыскать средства на продолжение разработки. Суть его проекта была в том, чтобы учредить новую компанию, собрать инвестиции за счет продажи ее акций и сертификатов на покупку автомобиля, и на эти средства построить в Тольятти новый автомобильный завод, с высокой степенью автоматизации. Выпускаться здесь должна была новая высокотехнологичная модель B-класса. Разработкой ее занимался тот же Волжский автозавод, получивший 70% акций новой компании АВВА (Автомобильный Всероссийский Альянс).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ВАЗ-1116 фото
ВАЗ-1116
Источник: Колёса.ру
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Название проекта снова изменилось – теперь ее упоминали в прессе как ВАЗ-1116. И снова мы практически ничего о ней не знаем: есть лишь несколько фотографий, опубликованных журналом «За рулем». Посетители выставок того времени могли осмотреть дизайнерский макет в полную величину, а на собрании акционеров 1995 года всем участникам раздали по сувенирной модели будущей машины. А потом проект завяз – собранных финансов не хватило ни на постройку завода, ни на разработку машины.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Калина»

Впрочем, нельзя сказать, что все труды конструкторов пошли прахом. Глядя на ту историческую сувенирку, можно заметить, насколько ВАЗ-1116 похож на будущую Lada Kalina. И охотно веришь рассказам, что появление «Калины» стало возможным во многом именно благодаря наработкам по проектам A-93 и 1116.

Сувенирная модель ВАЗ-1116 фото
Сувенирная модель ВАЗ-1116
Источник: Колёса.ру

А в 2006 году Серпуховский автозавод начал выпуск трехцилиндровой «Оки» – помните проект ХМ-1121? Только двигатель у нее теперь был импортный, разработанный японским концерном Daihatsu и выпускаемый в КНР на заводе FAW, а называлась она ВАЗ-11116.

Сложное было времечко, но именно оно научило нас, что история не развивается линейно, а свивается в удивительные петли.