Тираннозавр на строительстве коммунизма: чем удивляет первый советский экскаватор

Чем удивляют великие коммунистические стройки СССР? В первую очередь, колоссальным количеством ручного труда.
Тираннозавр на строительстве коммунизма: чем удивляет первый советский экскаватор
В общественном достоянии
На великих сталинских стройках механизация была крайне низкой.

Глядя на старые фотографии, можно заметить, что даже обычные тачки оставались в дефиците. Огромные котлованы под электростанции, судоходные каналы выкапывали лопатами, а грунт выносили на спине в мешках.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конечно, никого это не восхищало. В 1930 году вагоноремонтный завод НКПС (народного комиссариата путей сообщения) в г. Ковров начал работать над созданием первого коммунистического экскаватора.

Работали в труднейших условиях, когда не хватало... ну, в общем, всего. Оси и колеса собирали на свалках, стальные профили где-то даже отрезали от ферм цехов, как говорят сотрудники музея Ковровского экскаваторного завода. Огромные шестерни обрабатывали на маленьких паровых станках, выдумывая для этого хитроумные приспособления. Чтобы эти станки питать топливом, собирали по двору обломки досок.

«Ковровец»

Тот первый экскаватор все еще был паровым и делался по образцу дореволюционной спецтехники Путиловского завода. Ездил он по рельсам — вот почему постройка экскаватора досталась именно вагоноремонтному заводу — на 4 парах колес. В движение его приводили 3 паровые машины — подъемная, поворотная и напорная — а ковш поднимался цепью. Так что этот шедевр стим-панка гремел, шипел и хлопал пастью, как чудовище из голливудских ужастиков.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Паровой экскаватор «Ковровец» фото
Паровой экскаватор «Ковровец»
В общественном достоянии

Управлялась с монстром бригада из 11 человек, разделенная на верхнюю и нижнюю. На поворотной платформе работали машинист и стреловой (не спрашивайте меня, что это значит). В деревянном кузове при свете керосиновых ламп работали кочегар и слесарь-смазчик. А внизу, в котловане, работала нижняя бригада из бригадира и 6 рабочих.

При всей допотопности этой конструкции, все же она облегчала труд. До появления более совершенных машин было построено 177 «Ковровцев», трудившихся на строительстве Беломорканала, Балхашстрое и других стройках коммунизма.