Новинки Шанхайского автосалона: подражатели Porche, стильные электромобили и минивены «для богатых»

Каждый раз, когда я приезжаю в Китай, страна поражает гигантским скачком в какой-то отрасли. Сначала это был железнодорожный транспорт, потом строительная индустрия, сейчас автопром. Такого количества новых и интересных моделей я не видел ни в США, ни в Европе, ни даже в Японии. И это на улицах! А что творилось на стендах шанхайского автосалона, словами передать трудно. Но я попытаюсь.
Новинки Шанхайского автосалона: подражатели Porche, стильные электромобили и минивены «для богатых»
Es8-Production: Mirai

Китайские автомобили настолько разнообразны и интересны, что стенды традиционных европейских и американских брендов проходишь не задерживаясь: их новинки на фоне азиатских разработок кажутся унылыми. Порой даже радуешься, что они покинули наш рынок. Впрочем, многие западные бренды можно считать западными лишь условно. Например, самая распространенная марка автомобилей в Шанхае – Buick. Однако это не те автомобили, которые продаются в США: от Америки здесь осталась только эмблема. Модели разрабатываются и производятся совместным предприятием SAIC-GM, контрольный пакет в котором принадлежит китайской компании.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но самый любимый западный бренд в КНР – Porsche. Китай – главный рынок марки. Во время проведения выставки в центре Шанхая я насчитал пять небоскребов, пылающих логотипом компании от земли до неба. Влияние бренда, особенно модели Panamera, на местный автомобильный дизайн огромное – от практически точных копий до общей идеи аэродинамически чистых плавных форм без аляповатых украшений. Есть и еще одна, неочевидная причина такого дизайна: срок службы электрокаров значительно больше, чем у бензиновых, и внешний вид должен быть «долгоиграющим». А в этой области Porsche впереди планеты всей. Пока.

Автомобили для девочек

Яркая иллюстрация этой концепции – бренд Ora компании Great Wall. Дизайн ретрохетчбэка Punk Cat отсылает к легендарному «жуку» Beetle, а Lightning Cat напоминает Porsche Panamera. Впрочем, похожи они только внешне: и «начинка», и салон полностью оригинальные, причем со знаком «плюс». Интересно, что бренд целится в женскую аудиторию: на это недвусмысленно намекает провокационный логотип. В Punk Cat есть специальное зеркало со светодиодной подсветкой, встроенная косметичка, селфи-камера и некий режим циклов менструации, разобраться с которым я не смог.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Стенд Ora Шанхайского салона был оформлен в свадебной стилистике: стендистки выглядели как невесты, приглашенные парикмахеры и визажисты бесплатно делали посетительницам укладку и макияж, а автомобили, украшенные цветами, навевали воспоминания о поездке на церемонию бракосочетания.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ora Punk Cat
Ora Punk Cat
Es8-Production: Mirai
Меня всегда удивляло европейское лицемерие: на словах уравнивая права мужчин и женщин, автоконцерны выпускали для дам какие-то маломощные машины, за руль которых мужчинам было бы стыдно сесть. Неудивительно, что и женщины от них не в восторге. Зато в Ora я порулил с огромным удовольствием, а на Lightning Cat даже прокатился по автодрому.
Ora Lightning Cat
Ora Lightning Cat
Es8-Production: Mirai
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Выглядит Lightning Cat так, будто ее рисовал сам Фердинанд Порше: в облике проскальзывают ретронотки. Салон шикарный и оригинальный, интереснее салонов европейских новинок. Я прокатился на топовой версии 408-сильной полноприводной «кошки». До 100 км/ч она разгоняется за 4,3 с. Ровно за это же время до сотни разгоняется и полноприводная Panamera 4S с 440 л. с. под капотом. Только разница в цене ровно в четыре раза.

А вот салоны Ora вообще не напоминают Porsche. И мне нравятся больше.
А вот салоны Ora вообще не напоминают Porsche. И мне нравятся больше.
Es8-Production: Mirai
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ретрокары

Удивительный китайский феномен – высокотехнологичные ретроавтомобили, очень тонко смешивающие эстетику середины прошлого века и киберпанка века настоящего.

Eсли в Lightning Cat есть только намек на ретро, то Punk Cat – полноценный ретроавтомобиль XXI века. Вдохновляться классическим «жуком» – признак хорошего вкуса. Причем, с моей точки зрения, китайское прочтение классики оказалось гораздо удачнее, чем у Volkswagen с его New Beetle. Салон – прекрасное соединение старины и современности с отличными материалами. Автомобиль электрический, электромотор установлен спереди. В зависимости от емкости батарей дальность хода варьируется от 400 до 500 км.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Wey Dream
Wey Dream
Es8-Production: Mirai

Интересно, что на той же базе построен и другой стильный ретроавтомобиль – Wey Dream, выпускаемый брендом Great Wall. На выставке эту модель не показывали, но я видел ее в штаб-квартире компании. Wey Dream похож на дорогие американские машины 1940-х годов, которыми вдохновлялись и создатели нашей «Победы». Только в отличие от «Победы» он сделан очень качественно, даже роскошно. Я бы хотел ездить на нем по Москве. Под капотом 156-сильный турбомотор, который крутит генератор, а колеса вращают электромоторы. Вообще, в Китае огромное количество схем подзаряжаемых гибридов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Wey Dream у всех моих знакомых вызывает одну реакцию: «хочу!» А после того, как увидят салон, – «хочу еще больше!».
Wey Dream у всех моих знакомых вызывает одну реакцию: «хочу!» А после того, как увидят салон, – «хочу еще больше!».
Es8-Production: Mirai

Откуда эта мода на ретро в Китае? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно посмотреть на предпоследний официальный автомобиль Си Цзиньпина – Hongqi L9. Или даже на флагман бренда для высших чиновников компартии Китая – Hongqi L5 второго поколения, который можно было увидеть на выставке в Шанхае. Этакая причудливая смесь Rolls-Royce и «Волги» ГАЗ-21 с птичкой с рубиновыми крыльями на капоте вместо классической «серебряной леди». Звучит дико, но мне машина очень понравилась.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Hongqi L5
Hongqi L5
Es8-Production: Mirai

Самый важный пассажир

Еще одна интересная особенность азиатских авто – как правило, там нет проблем с местом для ног у пассажиров, сидящих сзади. Говорят, все дело в менталитете китайцев: тот, кто хоть немного поднялся по служебной лестнице, должен ездить с водителем. Поэтому комфорт заднего (особенно правого) пассажира очень важен. Причем независимо от класса машины: с водителем могут кататься и на малолитражке. А уж в представительских автомобилях кнопка «босс», которая сдвигает переднее кресло вперед, почти стандартная функция.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наверное, самая яркая иллюстрация этой тенденции – HiPhi Y, выпускаемый компанией Human Horizons. Компании, кстати, всего пять лет, и она работает в сегменте люксовых и высокотехнологичных электромобилей. Первый кроссовер HiPhi X, появившийся два года назад, мгновенно стал в Китае бестселлером в нише дорогих машин (цена порядка 100 тыс. долл.).

Hiphi Y, Human Horizons
Hiphi Y, Human Horizons
Es8-Production: Mirai
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Через год после HiPhi Y появился футуристический седан HiPhi Z примерно в том же ценовом диапазоне. Автомобиль выглядит как реквизит к фантастическим боевикам – я сначала решил, что это просто концепт-кар. Но нет, он продается с прошлого лета. Матричные задние габаритные огни (или экраны?) могут рисовать разные эмодзи, а передние матричные фары способны создавать картинки прямо на асфальте. Пропорции совпадают все с тем же Porsche Panamera, но дизайн полностью аутентичен, наполнен ломаными линиями и гранями и отсылает киберпанку. Задние двери открываются против хода автомобиля – еще один тренд в дорогих моделях Шанхайского автосалона. Как и положено в киберпанке, машина просто нашпигована электроникой: 13 камер, 12 ультразвуковых датчиков, 5 радаров и фронтальный лидар! При этом установлен автопилот третьего уровня: китайцы не особо верят в полную автономность.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
HiPhi Z
HiPhi Z
Es8-Production: Mirai

Но вернемся к новинке салона – HiPhi Y. К самому доступному электрокару Human Horizons (чуть дороже 50 тыс. долл.) было не протолкнуться: вокруг модели толпились многочисленные китайские блогеры-стримеры и потенциальные покупатели. Главная «фишка» – двери в стиле «крыло чайки» для задних пассажиров. Сделаны они из двух частей, причем их легко запрограммировать на разные варианты раскрытия. Самый простой – когда дверь отворяется обычным способом, но против хода авто. Или одновременно открывается задняя дверь и поднимается крыша – тогда выйти из машины можно не нагибаясь (для передних сидений такой опции нет: важные пассажиры ездят сзади). Представлены две версии – с запасом хода в 560 и 810 км. Топовая модель с двумя электромоторами разгоняется до 100 км/ч за 4,7 с. Дизайн – глаз не оторвать; остряки шутят, что его рисовала нейросеть. И если два первых автомобиля от Human Horizons уже встречаются на московских дорогах, то HiPhi Y стоит ждать ближе к осени.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Люксовые минивэны

Половина (а может, и больше) китайских брендов имеют в своей линейке роскошные минивэны, похожие, как близнецы, на люксовый Toyota Alphard.

Причем семейных минивэнов я не заметил: в Китае нет больших семей – вероятно, поэтому такой сегмент автомобилей отсутствует. Зато минивэны высшего класса с невиданным комфортом для задних пассажиров, судя по всему, хит. На стендах Buick, Maxus, Zeekr, Voyah, Bestune и Hongqi стоят модели – практически братья Toyota Alphard, только с роскошным салоном. Даже если автомобиль полностью электрический, как, например, Roewe iMAX8 EV, у него все равно присутствует большая декоративная заглушка на месте решетки радиатора, подчеркивающая сходство с Alphard.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Roewe, IMAX8 EV
Roewe, IMAX8 EV
Es8-Production: Mirai

Но есть и чисто китайский взгляд на этот класс автомобилей. На стенде GAC можно было увидеть концепт Space, дизайнеры которого вдохновлялись древней архитектурой и традиционной пейзажной живописью шань-шуй с изображением гор и воды. Огромная решетка радиатора напоминает водопад, похожее решение имеет и задняя дверь, а светотехника встроена в узкую полоску. GAC Space – водородный последовательно-параллельный гибрид. Он заряжается от сети и по городу может передвигаться на аккумуляторах. Трансмиссия аналогична тойотовской гибридной THS-II – думаю, лучшей в мире. Поэтому на дальних расстояниях в дело вступает 1,5-литровый водородный поршневой двигатель.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
GAC, Space
GAC, Space
Es8-Production: Mirai

Доступ к передним сиденьям традиционный, а вот посадка в огромный салон-гостиную обеспечивается гигантской дверью в стиле «крыла чайки». Внутри – роскошный диван, два кресла и складной столик для чайных церемоний; из багажника на стоянке выдвигается не менее футуристичный белоснежный диван для пикника. Несмотря на то что прототип на ходу, в серию его точно не запустят, но некоторые стилистические решения в будущем могут появится в минивэнах GAC.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
GAC, Space
GAC, Space
Es8-Production: Mirai

Совсем другой подход продемонстрировала молодая компания Zeekr, известная в России своей поршеподобной моделью Zeekr 001. Концепт Zeekr M-Vision рассчитан совсем на другой рынок – беспилотных такси. Это совместное детище Zeekr и Waymo, подразделения беспилотных автомобилей Google. В основе модели – универсальная платформа SEA-M. Она отличается плоским полом и полностью электрической архитектурой, благодаря чему на ее основе можно строить разнообразные транспортные средства, ориентированные на беспилотное вождение. В самом Китае к такой технологии относятся скептически, поэтому проект, судя по всему, нацелен на североамериканский рынок. Компания планирует начать серийный выпуск Zeekr M-Vision уже в следующем году.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Zeekr M-Vision
Zeekr M-Vision
Es8-Production: Mirai

Наследники Фердинанда

Но вернемся к Porsche – уж больно много на автосалоне было подражаний Panamera.

На стенде того же Zeekr стоял их первенец, огненно-рыжий Zeekr 001, в самой топовой заднеприводной комплектации с паспортной дальностью хода в 1032 км. Такой великолепный результат обеспечивается литий-ионной батареей нового поколения CATL CTP 3.0 Qilin с жидкостным охлаждением. Кстати, на предыдущей «единичке» уже полгода ездит мой друг и не может нарадоваться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Zeekr 001
Zeekr 001
Es8-Production: Mirai
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В том же цвете на стенде GAC стоял Aion Hyper GT, дизайнеры которого вдохновлялись не только Porsche, но и Tesla и даже Lamborghini: гильотинные передние двери точно от него. Кроме экзотических дверей Aion Hyper GT может похвастаться рекордно низким коэффициентом аэродинамического сопротивления – 0,19, который сравнивают с коэффициентом Tesla Model S – 0,2.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
GAC Aion Hyper GT
GAC Aion Hyper GT
Es8-Production: Mirai

Еще один молодой китайский бренд премиальных электрокаров Yuanhang показал сразу четыре клона Porsche. Модели Y6 и Y7 отсылают, понятно, к Panamera, а вот H8 и H9 – к Cayenne. Причем Yuanhang Y7 представлена в той же самой оранжевой раскраске и даже с гильотинными дверями. Все четыре машины построены на одной модульной платформе, к разработке которой приложили руку Bosch и Huawei. Кстати, у последней был даже собственный стенд с автомобилями компаний-партнеров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все вышеописанные автоматики объединяет одно: они электрические. Поэтому о технических характеристиках писать бессмысленно, разве что отметить емкость батарей и дальность хода без подзарядки. Едут все модели замечательно и ускоряются превосходно. Компания разрабатывает общую модульную платформу и на ней строит разные кузовы – это быстро и недорого. Можно сказать, что автопром в своем развитии сделал полный круг и теперь возвращается в золотой век – начало XX столетия, когда небольшое количество компаний производили рамы с двигателями, трансмиссиями и подвесками, а многочисленные кузовные фирмы создавали на их основе невероятно красивые машины.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наши китайцы

Интересно было прогуляться по стендам брендов, которые уже вовсю продаются в России и названия которых в стране хорошо известны.

Tank показал модель Tank 400, которая продолжила брутальную традицию, заданную Tank 300. Та же рама, тот же полный привод, те же настоящие внедорожные блокировки дифференциалов и понижающая передача. Выставочный экземпляр можно назвать легким гибридом: на встроенной батарее он способен пройти около 110 км, чего вполне хватает для ежедневных поездок по городу. Это тоже тренд Шанхайского автосалона. Жаль, что до России модель, скорее всего, дойдет только в бензиновой версии. Был на стенде и уже продающийся у нас Tank 500, но тоже в гибридном варианте Hi4-T.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Tank 400
Tank 400
Es8-Production: Mirai
Рамные брутальные внедорожники Tank 300 и Tank 500 уже полюбились нашим соотечественникам. Tank 400, без сомнения, продолжит эту традицию.

Haval, известный у нас по хиту Haval Jolion, показал сделанные на его модульной платформе L.E.M.O.N. два совершенно не похожих на него и друг на друга гибридных кроссовера Ruge и Ruge Max. Младший по размерам близок к легендарной RAV4, а вот старший уже компактным не назовешь. Оба выпускаются в виде переднеприводных подзаряжаемых гибридов с фирменной системой L.E.M.O.N. DHT. Под капотом здесь 1,5-литровый атмосферный бензиновый двигатель, в основном работающий в режиме генератора для подзарядки тяговой батареи, но умеющий вращать передние колеса через двухступенчатую трансмиссию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Презентация Ruge и Ruge Max
Презентация Ruge и Ruge Max
Es8-Production: Mirai

На полностью заряженной батарее эта парочка проходит стандартные 100 км, а вот в гибридном экономичном режиме на полном баке Ruge проезжает 1000 км, а Ruge Max – 1231. Последняя цифра была показана на полигоне Great Wall, где автомобиль за сутки нарезал 328 кругов. Существует и продвинутая версия Ruge Max с турбированным 1,5-литровым двигателем (плюс 40 л. с.) и дополнительным электромотором на задней оси, который реализует полный привод, – это флагман Haval.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Одним из главных шоу-стопперов выставки стал трехосный Great Wall Poer CyberP!ckup, созданный на базе самого крутого китайского пикапа Shanhai Poer. Пикапы Poer в России продаются, но особой популярностью не пользуются. Зато в Азии и Австралии это легенда. У наших дилеров пока представлена старая модель, а вот в Китае новейший Shanhai Poer ездит уже год. Он схож с Tank 500: в основе обоих авто одинаковая рамная платформа нового поколения
с передней независимой подвеской и неразрезным задним мостом. Салоны также идентичны, хотя в пикапе материалы попроще.

Great Wall, Poer CyberP!ckup
Great Wall, Poer CyberP!ckup
Es8-Production: Mirai

Но особенно интересным оказался шестиколесный Poer CyberP!ckup. Чтобы вписаться в нормы категории N1 (масса не более 3,5 т, длина 6 м), инженерам пришлось постараться. Часть элементов сделали из углепластика, почти убрали задний свес. В отличие от Tank 500 в CyberP!ckup не две, а четыре блокировки – три в межколесных дифференциалах, еще одна между второй и третьей осями. Пикап собираются выпускать ограниченной партией для спецзадач.