Что особенного в твердотельных аккумуляторах: 10 интересных фактов о технологии, взорвавшей мир автомобилей

Чем они лучше, чем литий-ионные? Почему их появления ждать пришлось так долго? Наконец, так ли они хороши, как обещают?
Что особенного в твердотельных аккумуляторах: 10 интересных фактов о технологии, взорвавшей мир автомобилей
Inverse
Возможно, вы подумали, вертя в пальцах пальчиковую батарейку: вроде и эта батарея вполне себе твердая, но твердотельной ее никто не называет. В чем фишка?

Правильный ответ – в электролите. Литий-ионная батарейка, аккумулятор для смартфона или автомобиля имеют жесткие корпуса, заполненные жидким электролитом. В отличие от них, у твердотельного аккумулятора электролит представляет собой очень хрупкую нетекучую субстанцию. Она буквально рассыпется, если вы возьмете ее в руки, однако все же относится к твердым телам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Твердотельные аккумуляторы давно вокруг нас

Они используются в микроустройствах, для которых важна долгая работа в сочетании с малым весом и компактностью.

  • Главное преимущество твердотельной технологии – теоретическая возможность в корпусе того же размера получить емкость в 3 раза выше, чем у литий-ионных батарей.
  • Безопасность – второе ключевое достоинство, поскольку твердотельные батареи менее склонны к самовозгоранию, чем литий-ионные.

Почему их не применяют в электромобилях

Однако у них есть и существенные недостатки.

  • Один из них – сложность производства аккумуляторных ячеек достаточного размера. Электролит в них укладывают во много тонких слоев, при этом невероятно трудно не повредить хрупкий материал.
  • Эти батареи более капризны, они быстрее стареют и плохо переносят низкие температуры.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще несколько лет назад считалось, что первые электромобили с твердотельными батареями появятся не раньше 2026 года. Однако летом 2023 года Toyota первой заявила, что ее инженеры смогли создать автомобильный аккумулятор такого типа. С ним электромобили компании смогут проезжать на одном заряде до 1200 км и заряжаться всего за 10 минут.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Концерну еще предстоит доказать свои заявления на практике, так что запасайтесь терпением: будущее рядом, но еще не наступило.

Подождите, а как же Nio?

Незадолго до новости от Toyota китайский производитель премиальных электромобилей Nio объявил, что первым в мире представил серийный электромобиль на твердотельных аккумуляторах ES6 c запасом хода до 930 км.

Nio ES6, фото
Nio ES6
InsideEV's
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лишь немногие заметили маленькую деталь: на самом деле компания использует полутвердотельную технологию. В ее новом 150-киловаттном аккумуляторе кусочки твердого электролита погружены в жидкую субстанцию.

Это тоже важная инновация, сразу неплохо увеличившая пробег на одной зарядке по сравнению с жидкостными электролитами, и ее можно рассматривать как промежуточный этап при переходе к твердотельным аккумуляторам. Но вы-то теперь знаете, что мелкий шрифт тоже стоит читать внимательно.