Из истории советских автомобилей: как у «Волги» появился невероятно стильный спидометр

В конце пятидесятых полупрозрачный голубой плафон смотрелся нереально круто: вы словно садились за руль звездомобиля из далекого будущего.
Из истории советских автомобилей: как у «Волги» появился невероятно стильный спидометр
Дром
Если вас попросить назвать особые фишки в дизайне «Волги», вы, скорее всего, сначала вспомните оленя.

Те, кому повезло хоть раз оказаться в салоне машины, наверняка обратили внимание на прикольный спидометр с полупрозрачным голубым плафоном, создававший особую подсветку. Ни до, ни после у советских машин ничего подобного не было.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эту фишку советские дизайнеры подсмотрели у «Форда». При создании «Волги» многие стилевые решения были заимствованы (не скопированы) с моделей Ford и Chevrolet того же периода.

Приборная панель Ford Edsel 1954 года — явное сходство с ГАЗ-М21, фото
Приборная панель Ford Edsel 1954 года — явное сходство с ГАЗ-М21
Retromobile.lt

В салоне «Волги» есть и другие интересные вещи

Если простого человека попросить назвать самые яркие визуальные атрибуты ГАЗ-21, что он вспомнит? Наверняка 9 из 10 сразу назовут оленя на капоте. Память вряд ли подскажет больше. Самое удивительное, что олень-то как раз присутствовал далеко не на всех «Волгах», а лишь на машинах первых серий. И с практической точки зрения был совершенно бесполезен.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А вот ряд других особенностей наверняка удивят любого современного водителя, если он сядет за руль старой машины. Лично мне самыми интересными кажутся эти:

  • Руль, ручки рычагов и кнопки из пластика цвета слоновой кости, как клавиши старинного рояля.

  • Вместо передних кресел – единый диван без подголовников. Он раскладывается, превращая салон в огромную кровать, спать на которой с уютом сможет даже рослый человек.

  • Рычаг переключения скоростей находится на рулевой колонке.

Все эти особенности тоже переняты у американских машин.

Хотите рассмотреть салон «Волги» в деталях? Посмотрите этот 2-минутный видеообзор хорошо восстановленной машины 3-й серии.

Нажми и смотри

ГАЗ-24: поворот к Европе

Готовя замену для 21-й «Волги», конструкторы ГАЗа опять много изучали текущий модельный ряд Ford, однако отказались от некоторых решений, традиционных для Америки. Например, рычаг переключения передач переместился на центральный тоннель, как у европейских автомобилей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В целом, салон новой модели выглядит беднее и очень приземленно. Неудивительно, что автоколлекционеры 21-ю ценят куда больше.

Спидометр ГАЗ-24 и в целом оформление приборной панели смотрится шокирующе безлико в сравнении с 21-й моделью. Фото
Спидометр ГАЗ-24 и в целом оформление приборной панели смотрится шокирующе безлико в сравнении с 21-й моделью, а спидометр мал по размеру и читать его показания непросто.
DL24, Wikipedia. CC3.0

И еще пара слов о Ford и ГАЗ

Хорошо известно, что Горьковский автозавод создавался при участии американской компании. Контракт с «Фордом» прекратил действовать еще до начала Великой Отечественной войны, но связь не разорвалась целиком. Заметно, что в разные периоды истории, когда нужно было ориентироваться на какой-то эталон, горьковские конструкторы и дизайнеры обращались именно к этой марке. Это заметно и в «Волгах», и позже в «ГАЗели», про которую водители шутили, что она «хочет быть Фордом», настолько ее салон был похож на салон Ford Transit.