«Взяв на борт» 450 тонн груза, белорусский гигант БЕЛАЗ-75710 побил рекорд грузоподъемности для карьерных самосвалов, державшийся целых 15 лет — предыдущий, 363 тонны, был установлен американским Caterpillar 797 в 1998 году (и впоследствии дважды повторен машинами Liebherr T 282B и Bucyrus MT6300AC). Но более старый рекорд грузоподъемности — 330 тонн — держался значительно дольше, целых 25 лет!

Terex 33−19

Установлен он был в 1973 году знаменитым трехосным гигантом Terex 33−19 Titan. Появление этого автомобиля на свет было связано с целой политико-экономической историей. В 1959 году Министерство юстиции США завело против компании General Motors Corporation дело о нарушении конкурентного права. Это было связано с тем, что в 1950-е GM подмяла под себя производство карьерных самосвалов в США, правдами или неправдами перекупив или «прижав» конкурентов. В результате длительной тяжбы в 1968 год компании было официально запрещено производить карьерные грузовые автомобили сроком на четыре года. GM вынуждена была свернуть, в частности, бренд Euclid, под которым производились карьерные грузовики, и продать его конкуренту — White Motor Corporation.

Но юристы GM все же сумели обойти запрет. Закрылись только заводы на территории США — канадские и шотландские филиалы продолжили работу. Так как бренд Euclid был продан, GM зарегистрировала в Канаде новый — Terex (от латинских слова terra — земля и rex — король). На существующей технологической базе Euclidбыла в срочном порядке разработана новая линейка карьерных самосвалов — Terex 33. Первым в 1971 году появился Terex 33−15 (135 тонн), а в 1972 году четырехлетний запрет закончился, и произведенные за год грузовики появились в продаже.

Линейка 33 производилась несколько десятков лет, но ее пик был достигнут уже в 1973 году, когда компания создала прототип Terex 33−19 по прозвищу Titan. Его собрали в Канаде и в октябре 1974 года представили широкой публике. «Титан» имел грузоподъемность 320 тонн при собственной сухой массе в 231 тонну. Эти числа достигались в первую очередь необычным решением — использовать не двухосную, а трехосную схему. В движение монстр приводился 16-цилиндровым двигателем EMD (Electro-Motive Diesel) мощностью 3300 л.с., который вращал генератор, подававший электроэнергию на четыре задних мотор-колеса.

В январе 1975 года «Титан» был отправлен на железную шахту Игл-Маунтин, Калифорния для рабочих испытаний, а в 1976-м планировали начать серийное производство. Но, как ни странно, запросов на машину не поступало — компании заказывали машины более традиционной компоновки и меньших размеров. «Титан» работал на различных шахтах и карьерах до 1991 года, когда был окончательно списан. Последним местом его работы стал канадский город Спэрвуд (Британская Колумбия).

Грузовик было решено отреставрировать и выставить в музее в качестве памятника. Сегодня на него можно посмотреть в Спэрвуде — он в отличном состоянии, только двигатель демонтирован. А рекорд «Титана» был побит, как уже говорилось выше, лишь в 1998-м, через семь лет после того, как гигант ушел на заслуженную пенсию.

О новом рекордсмене, БЕЛАЗе-75710, можно прочитать в январском выпуске журнала «Популярная механика».