Органы управления у первых автомобилей были совсем не такими, к каким привыкли современные водители. Мы прокатились на отлично сохранившемся экземпляре Ford T 1923 года выпуска и расспросили его владельца о том, как управлять знаменитой «Жестянкой Лиззи». Подытожив, скажем, что управление оказалось для нас непривычным, но весьма удобным. К примеру, на первом массовом автомобиле водителю не приходилось нажимать на две педали одновременно, как на современных машинах с МКПП, а на крейсерской скорости о педалях вообще можно было забыть, сосредоточившись лишь на рулении.

Схема

1. РЫЧАГ ПОДАЧИ ТОПЛИВА

Да, газ на первых автомобилях был не ножной, а ручной и не имел возвратной пружины. Машин на дорогах тогда было немного, и необходимость постоянно дозировать топливо для поддержания точной дистанции отсутствовала.

2. УГОЛ ОПЕРЕЖЕНИЯ ЗАЖИГАНИЯ

Многие современные водители даже не знают, что это такое. Впрочем, современники Ford T тоже не знали и управляли этим параметром «на слух»: выставив нужный газ, они регулировали зажигание до тех пор, пока обороты не становились максимальными, а стрекотание мотора — ритмичным и благозвучным.

3. ПЕДАЛЬ ЗАДНЕГО ХОДА

Плавно нажимая эту педаль, водитель задействовал заднюю передачу и начинал движение. Предварительно нужно было вернуть педаль сцепления и рычаг стояночного тормоза в положение, соответствующее нейтрали.

4. ПЕДАЛЬ СЦЕПЛЕНИЯ

За этим кратким названием скрывается главный орган управления автомобилем. Исходное положение педали (посередине) означало нейтральную передачу. Утапливая педаль в пол, водитель плавно начинал движение на первой (пониженной) передаче. Полностью отпустив педаль, он переключался на вторую (прямую) передачу, на которой можно было разогнаться до скорости свыше 70 км/ч. Однако перейти на вторую можно было, лишь предварительно отведя от себя рычаг ручного тормоза, — своеобразная «защита от дурака». На крейсерской второй скорости можно было ехать, не касаясь педалей и рычагов, — «круиз-контроль» того времени.

5. ПЕДАЛЬ ТОРМОЗА

Основной трансмиссионный тормоз на Ford T был встроен в коробку передач и приводил задние колеса. На скользкой дороге пользоваться им было опасно, так как дифференциал направлял тормозное усилие лишь на одно колесо. В таких случаях инструкция предписывала пользоваться «ручником».

6. ПЕДАЛЬ СТАРТЕРА

Прячется под пяткой правой ноги водителя. Электростартер стал относительно распространенной опцией лишь с 1919 года, и то стоил он $75 — четверть цены автомобиля. До этого приходилось довольствоваться «кривым стартером» — заводной рукояткой. При неправильной регулировке трансмиссионного ремня свежезаведенная машина могла поехать прямо на стоявшего перед ней водителя.

7. СТОЯНОЧНЫЙ ТОРМОЗ

приводил в действие барабанные тормоза в ступицах задних колес, поэтому во многих случаях был эффективнее основного трансмиссионного тормоза. Кроме того, рычаг «ручника» служил ограничителем хода педали сцепления, чтобы водитель, ненароком отпустив ее, не включил вторую скорость. Опытные шоферы сразу толкали рычаг на полный ход от себя, а затем управляли только педалью, без страховки.

8. МЕХАНИЧЕСКАЯ СИРЕНА

С ручным приводом звучит ничуть не менее внушительно, чем современные клаксоны. Кнопка у нее мягкая, ход ее относительно небольшой. Сирена оставалась на «Жестянке Лиззи» даже после появления электрических клаксонов — на всякий случай.

9. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ЗВУКОВОЙ СИГНАЛ

Появился на поздних моделях Ford T. Это та же механическая сирена, только упрятанная под капот и снабженная электромотором.

Статья «Справа тормоз, сверху газ» опубликована в журнале «Популярная механика» (№10, Октябрь 2013).