Один мой знакомый, демонстрируя недавно купленный микроавтобус, объяснял: «Понимаешь, я в детстве мечтал ездить в автобусе один!» С этой точки зрения гиросамокаты — идеал для тех, кто мечтал ездить не только в одиночестве, но еще и стоя.
Тест-драйв сигвея и его конкурентов: что лучше?

Читал ли изобретатель аппарата Segway Дин Кэймен в 1978 году журнал New Scientist, неизвестно. Между тем именно там, похоже, была впервые озвучена идея подобного «самостабилизирующегося моноцикла» с пневматической сферой в качестве колеса.

В рубрике «Колонка Ариадны» в одном из номеров колумнист журнала, британский химик и изобретатель Дэвид Джоунс, известный под псевдонимом Дедал, так описывал свое изобретение: «Моноцикл — одноколесный велосипед — был бы исключительно элегантным и практичным средством передвижения, если бы не его малая устойчивость. <…> Современная техника, однако, позволяет без труда автоматизировать балансировку: достаточно вспомнить военные самолеты, устойчивость которых в полете всецело зависит от работы бортовой вычислительной машины. <…>

Акселерометры регистрируют любое отклонение от вертикали, и бортовой микропроцессор дает команду серводвигателям, которые вращают сферу в нужном направлении, предотвращая падение». Впрочем, создать подобное транспортное средство в 1970-х годах было затруднительно — соответствующая надежная микроэлектроника, мощные компактные электромоторы и достаточно емкие литий-ионные аккумуляторы появились значительно позднее.

Кроме того, отличий у Segway хватает: вместо сферы — два колеса, отсутствует сиденье, для поворота используется руль, а не наклон тела. Но даже сейчас, спустя полтора десятилетия после публичного анонса, Segway вызывает у окружающих острое любопытство. Редакция «ПМ» убедилась в этом на собственном опыте, решив протестировать Segway и несколько его аналогов.

В Европе после появления Segway начались бурные дискуссии о том, как классифицировать подобный транспорт (кстати, этот момент Дедал тоже предсказал: «Придется только добавить новый раздел в правила дорожного движения»). В большинстве европейских стран его приравняли к велосипедам и пешеходам, дав возможность ездить по тротуарам, велодорожкам и парковым тропинкам.

Не без исключений, конечно: в Швейцарии его признали легким мотоциклом со всеми вытекающими последствиями — номерным знаком, фарами, поворотниками и с правом передвижения только по проезжей части, а в Великобритании и вовсе разрешено ездить на Segway только по частной территории.

В России статус этого транспорта пока неясен, что вызывает определенные трудности. В частности, ГИБДД неофициально считает его «индивидуальным средством передвижения пешеходов» (типа самоката) и разрешает движение на нем только по тротуарам, но, когда мы приехали в Лужники для съемки, охранник отказался пустить нас на территорию спорткомплекса, показав на знак «Движение мотоциклов запрещено».

Все наши попытки обратить его внимание на категорические различия между этими транспортными средствами наткнулись на полное непонимание, и лишь визит в находящуюся по соседству администрацию Лужников позволил прояснить этот вопрос.

Принцип движения на сегвееподобных самокатах кардинально отличается от катания на велосипедах, мотоциклах или скейтбордах. После того как вы встанете на платформу, нужно расслабиться и не пытаться самому поддерживать равновесие — за вас это делает сам аппарат. Все, что должен делать пилот Segway (или его аналогов), — это наклоном тела указать аппарату, в каком направлении и с какой скоростью нужно ехать.

Поддерживая равновесие, аппарат двинется туда, куда сместился центр тяжести — вперед или назад, а поворот осуществляется наклоном рулевой колонки в нужную сторону. Чем больше наклоняетесь, тем быстрее аппарат едет, пока не «упрется» в электронное ограничение, введенное в целях безопасности (обычно около 15−20 км/ч).

Если хотите затормозить — просто откидываетесь назад. Но самая главная особенность состоит в том, что вы при этом чувствуете себя не водителем и не велосипедистом, а пешеходом. Разве что в несколько раз более быстрым.

Статья «Ехать стоя» опубликована в журнале «Популярная механика» (№9, Сентябрь 2013).