Автомобильные пробки. Нехватка парковочных мест. Загрязнение окружающей среды. Вырубка зеленых насаждений. «Война» между пешеходами и автомобилистами. Проблемы крупных городов у всех на слуху, и решать их нужно не точечными «заплатками», а комплексным методом, в первую очередь — уменьшая количество автомобилей на улицах. Но как это сделать, чтобы никто не ушел обиженным?

Когда шаттл достигает нужного уровня, палета по специальным рельсам заезжает на свободное место. Центральная часть шаттла поворачивается одновременно с подъемом в целях экономии времени. На снимке шаттл поднимается; места на всех видимых этажах заняты палетами.
К цепям, на которых закреплен шаттл, и механизмам управления предъявляются особые требования по уровню точности. Синхронизация двигателей должна быть выверена до миллисекунды, а цепи — не поддаваться ни малейшему растяжению.
Мы тестировали МАП на компактной Toyota GT86 и массивном Nissan Patrol. Nissan с трудом поместился на палету, и автоматическая система отказалась его поднимать, сочтя габариты внедорожника опасными. Оператор может на свой страх и риск поднять такой автомобиль вручную, но это будет грубейшим нарушением техники безопасности. Слева — один из блоков системы вентиляции парковки, справа — электродвигатель Wittenstein alpha GmbH. Все оборудование МАП изготовлено в Германии, но создатели надеются со временем перенести часть производства в Россию.
Один из блоков системы вентиляции парковки.
Электродвигатель Wittenstein alpha GmbH. Оборудование МАП изготовлено в Германии, но создатели надеются со временем перенести часть производства в Россию.

Основной метод борьбы с пробками в российских городах — расширение улиц. К сожалению, количество автомобилей растет быстрее, чем успевают ремонтировать дороги. Кроме того, если расширенная улица упирается в не поддающийся реконструкции мост, пробка просто «переезжает» на другое место, а не исчезает.

Зато ради расширения дорог приходится уничтожать парки, пешеходные зоны, в общем, те элементы города, которые придают ему комфорт. Решая этот вопрос в комплексе, нужно, к примеру, совершенствовать городской транспорт, чтобы снизить количество автомобилей на улицах и оставить больше места для городской среды.

Вдумайтесь: житель, скажем, Москвы проводит в автомобиле восемь-десять лет своей жизни (из них две трети — в пробках), и в это время он ничего не делает, не созидает, не обучается, он просто ждет. Можно ли снизить эту страшную цифру до одного-двух лет? Ведь экономический эффект от подобного снижения будет огромным! Как ни странно, одним из важнейших факторов комплексного решения проблемы является организация… парковок.

Итак, чем меньше машин на дорогах и во дворах, тем меньше трафик. Но «убирать» нужно не только едущие, но и припаркованные автомобили. Современная Москва требует порядка 5 000 000 (!) машино-мест, а каждое машино-место — это в среднем 12−20 м2. Суммарно необходимо 60−100 км2 в границах города только для припаркованных единовременно автомобилей!

Причем на самом деле это число еще больше, поскольку парковкам требуются инфраструктура, въезды и выезды. И не забудьте, что из-за исторической радиально-хордовой структуры большинства российских городов основная часть парковочных мест нужна в центральных районах.

Страдают от этого все жители мегаполиса. Дворы превращаются в сплошную парковку, улицы теряют по полосе с каждой стороны из-за стоящих там автомобилей — город душит сам себя.

Решений существует несколько, одно из них — подземные гаражи.

Проблема в высокой стоимости и невозможности строительства подземных паркингов где попало, ведь для них нужно перекладывать огромное количество коммуникаций, канализационных отводов, а иной раз существующие подземные структуры просто не позволяют построить такой гараж. Да и выезд из подземного паркинга может занимать до пяти минут.

Значительно более интересное решение можно своими глазами увидеть на территории телецентра «Останкино». Мы отправились посмотреть на достижение современных технологий — МАП, многоэтажную автоматизированную парковку. Она видна отовсюду и весьма эстетична в своем стиле хайтек. Но сперва, если честно, мы не верили, что эта концепция отличается от других точечных решений. Познакомившись с парковкой и ее создателем, Владимиром Львовичем Темнянским, руководителем компании «Транспортная миссия», мы поверили.

92 процента

При разработке МАП компания ставила перед собой задачу, складывающуюся из пяти компонентов: минимальная площадь, максимальное количество автомобилей, минимальная скорость подачи наиболее удаленного автомобиля, шаговая доступность и цена. Основной постулат МАП звучит просто: она позволяет сэкономить 92% (!) площади города.

Вдумайтесь в эту цифру — не треть, не две трети, а более девяти десятых. По современным нормативам для наземной парковки 50 автомобилей нужно от 1200 до 1500 м², МАП же позволяет поставить полсотни машин всего лишь на 121 м². Это значит, что на сэкономленном месте можно разбить парк, построить баскетбольную площадку, да хоть пруд выкопать — это свободное место.

С учетом стоимости земли в городах экономия получается настолько большой, что места на парковках можно раздавать бесплатно, экономический эффект все равно будет ощутим. Есть ли подвох? Проще всего понять это, протестировав парковку «собственноручно», что мы и сделали.

Итак, наша красная Toyota GT86 подъезжает к въезду на парковку. Водитель протягивает руку и прикладывает карточку пользователя к считывающему аппарату. Стеклянная дверь открывается, и автомобиль заезжает внутрь. По центру колонноподобной парковки находится подъемная панель с поворотной средней частью, «шаттл». На ней расположена заранее снятая с «полки» палета (проще говоря, поддон), куда и становится машина.

Если какие-то ее части выступают за палету, парковка не сработает, подав красный сигнал (встроенный сканер измеряет высоту, ширину, длину и массу автомобиля). Вторая наша машина, Nissan Patrol, на парковку не поместилась — в новых парковках палеты будут удлинены на 20 см.

Водитель выходит и направляется в «комнату клиента» в одном из углов парковки (при этом нужно не забыть закрыть за собой дверь, иначе программа не позволит запустить подъемник). Той же карточкой водитель подтверждает свое намерение на внутреннем паркомате — достаточно снова приложить ее к сенсору и нажать на экране «Припарковаться».

Все, можно из комнаты клиента сразу выходить на улицу. Где-то там, за спиной водителя, шаттл, одновременно разворачиваясь, поднимает машину до нужного этажа и вдвигает палету на свободное место. Вся процедура от подъезда до выхода наружу занимает около минуты (у нас после двух тренировок — 45 секунд). Вы когда-либо парковали машину в центре города за 45 секунд? Возможно, теперь шанс появится.

Обратный процесс немножко дольше, поскольку нужно дождаться, пока по запросу из комнаты клиента шаттл снимет палету с вашей машиной и спустит ее вниз. Ну, скажем, максимум полторы минуты с учетом ожидания и даже возможной очереди.

Тестовая парковка в «Останкино» девятиэтажная, на 34 автомобиля. Максимально «Транспортная миссия» может построить 14-этажное здание; технологически это не предел, но при дальнейшем увеличении количества этажей в геометрической прогрессии растет время выдачи машины, а это уже снижает комфорт.

Технические особенности

По поводу МАП возникает целый ряд вопросов. Например, известна история, когда в Новосибирске поставили автоматизированную парковку корейского производства, и она отказалась работать зимой, в сорокаградусный мороз. МАП «Транспортной миссии» подобной проблемы не имеет — она разрабатывалась с учетом климатических условий эксплуатации.

Парковка представляет собой жесткую рамную конструкцию, которая собирается, как лего, в кратчайшие сроки из деталей, изготавливаемых в заводских условиях.

Она требует неглубокого фундамента — до 2 м в случае нормальной почвы, а сборка занимает не больше одного месяца. По сути, это высокотехнологичный лифт. Шаттл поднимается на четырех мощных цепях, управляемых четырьмя синхронизированными электродвигателями, которые установлены на верхнем, девятом уровне и просто «втягивают» цепи при подъеме.

Здесь же располагается другое оборудование, в частности системы вентиляции и кондиционирования, дренажная система для отвода воды с крыши и система обогрева крыши для растапливания снега. Отдельная система отводит грязь и воду с колес паркуемых автомобилей.

Даже при сорокаградусном морозе внутренняя температура на нижнем уровне будет поддерживаться на уровне не ниже +5°С, а с каждым уровнем температура повышается. Это мы ощутили на себе — на верхнем, техническом этаже летняя температура достигает +40°С; создатели говорят, что в следующей парковке они учтут это и установят дополнительные кондиционеры.

Впрочем, пользователи никогда не поднимаются выше первого этажа, где поддерживается комфортная температура +20−25°С. А что делать, если отключится электричество? На втором этаже установлен «страховочный» дизель-генератор, который в случае чего обеспечит парковку электроэнергией.

Все управление осуществляется электронным образом — с пульта оператора или с компьютеров. Парковка «напичкана» датчиками, измеряющими температуру в десятках точек, массу автомобилей, все параметры окружающей среды.

В принципе, через некоторое время можно отказаться и от оператора, перейдя на целиком автоматический режим — когда пользователи попривыкнут. Владелец машино-места может прямо со своего айфона, на подходе, дать команду к «выдаче» автомобиля, чтобы не терять даже ту минуту, которая закладывается в спуск палеты.

Более того, можно с любого устройства подключиться к системе видеонаблюдения — камере, которая «смотрит» на ваш автомобиль, и проверить его сохранность. Камер на парковке несколько, информация пишется постоянно, а жесткий диск вмещает примерно месяц записи.

Экономический эффект

МАП — парковка высочайшего европейского уровня, разработанная в сотрудничестве с компанией Otto Nu? baum GmbH & Co. Все детали изготовлены в Германии, хотя для дальнейшего строительства «Транспортная миссия» планирует перенести производство компонентов в Россию, что здорово удешевит конструкцию. Но двигатели и сверхпрочные цепи все равно придется заказывать за рубежом.

Окупит ли себя такая парковка? Да. Косвенная окупаемость заключается в экономии драгоценной земли. А если взглянуть на проблему еще шире, то исчезновение автомобилей с улиц уменьшит трафик, время, проводимое человеком в дороге, и, таким образом, увеличит его продуктивность, что при умножении на количество жителей мегаполисов даст гигантский экономический эффект. Прямая окупаемость может быть обусловлена, например, рекламой — ведь стеклопакеты парковки можно легко превратить в рекламные площади.

За границей МАП — конструкция нередкая; один из ведущих производителей подобных парковок — ирландская компания Easy Park Ireland, прославившаяся, в частности, рекламными башнями для автомобилей Smart. Также известны немецкие WЕHR, Vault Parking и еще ряд фирм. В России «Транспортная миссия» — первая ласточка.

Казалось бы, городские власти должны заинтересоваться проектом — в Москве катастрофически не хватает места для жизни. Но из-за неповоротливости бюрократической системы МАП, возведенная за месяц в 2009 году, официально получила разрешение на существование лишь в 2013-м — четыре года (!) ушло на согласование проекта.

Темнянский грустно смеется: «За это время я посетил порядка 700 заседаний, на которых присутствовало от 5 до 5000 человек. Если их зарплату за это время потратить на дело, я бы построил еще пять-шесть парковок…»

Заливка огромных площадей асфальтом — это не решение проблемы, а ее нагнетание. Машины должны занимать очень мало места, потому что город предназначен для людей: для спортивных площадок, парков, велодорожек, развлекательных центров, рабочих мест. МАП предлагает решение, позволяющее сэкономить и место, и время, и — косвенным образом — деньги. Теперь, когда первая парковка согласована, лед может сдвинуться.

Хайтек идет к нам.

Редакция выражает благодарность президенту ЗАО «Транспортная миссия» Владимиру Львовичу Темнянскому и старшему инженеру парковки МАП Андрею Игоревичу Королёву за помощь в подготовке материала

Статья «Парковка на высоте» опубликована в журнале «Популярная механика» (№9, Сентябрь 2013).