Жаркий июньский день. В небе — редкие кучевые облачка, над горячим асфальтом автодрома Мячково колеблется марево. А команда «ПМ» застегивает дождевики, готовясь к тестированию кабриолетов на дождеустойчивость.

BMW Z4 Кабриолет со спортивным характером — от звука мотора до жесткой подвески
Porsche Boxster Кабриолет с мягкой тканевой крышей и спортивными повадками
Mercedes-Benz SL Самый большой, просторный и комфортный кабриолет
Mazda MX-5 «Народный» (по стоимости) кабриолет с быстрым механизмом складывания жесткой крыши
Тяжкая доля В жаркий летний день, когда асфальт размягчался от летнего солнца, испытатели «ПМ» потели в дождевиках, чтобы читатели журнала могли обходиться без дождевиков. Если, конечно, они смогут двигаться достаточно быстро.
Во время дождя даже при открытой крыше есть шансы остаться сухим. Если ехать достаточно быстро.
Иногда «водометчик» промахивался, и вода попадала не на лобовое стекло, а прямо на водителя.
Мобильная водяная пушка Пикап Toyota Hilux с закрепленной в кузове бочкой с водой и мобильной мойкой высокого давления K? rcher G 7.10 M с приводом от собственного бензинового двигателя оказался способен имитировать (в зависимости от направления и силы струи) и легкую морось, и тяжелый ливень — причем с точной доставкой прямо на лобовое стекло кабриолета.
Аэродинамический шум в салоне кабриолета на различных скоростях оценивался и субъективно, и объективно (с помощью шумомера).

Редакция «ПМ» давно хотела рассказать о кабриолетах. Эти машины интересны с различных технических точек зрения: повышенная жесткость кузова (без крыши этого достичь сложнее), обеспечение безопасности водителя и пассажира при перевороте (дуги безопасности, в том числе раскладные), сложные механизмы складывания крыши, аэродинамика кузова и лобового стекла.

Но в России у кабриолетов неоднозначная репутация машин, годных только для поездок в ясную безоблачную погоду: мол, крыша складывается слишком медленно, а за это время даже под легким дождиком в салоне окажется полно воды. Существует и противоположная точка зрения — что крышу в дождь можно и вовсе не закрывать и при этом не промокнуть, если ехать достаточно быстро. Вот эти мнения мы и решили проверить, взяв на тест BMW Z4, Mercedes-Benz SL, Porsche Boxster и Mazda MX-5.

Дополнительный пункт

Так уж получилось, что настоящие полевые испытания состоялись почти сразу же, как только я взял Mercedes-Benz SL в пресс-парке. Отъехав метров пятьсот, я припарковался на обочине и нажал на кнопку складывания крыши. Боковые стекла приоткрылись, и крыша уехала в открывшийся багажник. Стекла поднялись, и я снова вырулил на Алтуфьевское шоссе, сопровождаемый завистливыми взглядами окружающих водителей, которые явно говорили что-то вроде: «Вот буржуй!». Но продлилось это совсем недолго — ровно до того момента, пока водителю машины с открытой крышей не позавидовала переменчивая московская погода. Яркий солнечный свет меньше чем за минуту затмили тучи, и прямо в салон машины, медленно двигающейся в пробке, полились струи дождя. Во взглядах окружающих водителей появилось злорадство: «Справедливость все-таки существует!». Тут-то и выяснилось, что крыша у Mercedes-Benz SL не складывается при движении автомобиля, и когда, наконец, у обочины нашлось место для парковки, я уже изрядно промок.

Пришлось в программу нашего тестирования добавить еще один пункт: скорость, на которой складывается крыша. Складывающаяся крыша имеет большую парусность, и механизм может не выдержать нагрузки на высоких скоростях. Поэтому некоторые автопроизводители из соображений безопасности предусматривают для механизма складывания ограничения по скорости движения машины. В частности, крыша Mercedes-Benz SL или Mazda MX-5 складывается (и раскладывается) только на неподвижной машине. А в Porsche Boxster и BMW Z4 крышу можно сложить на ходу, правда, на не слишком высокой скорости — до 50 км/ч. А как показал наш непредвиденный «полевой эксперимент», это серьезное достоинство, если вы едете в пробке и вдруг неожиданно начинается дождь.

Мягкие и жесткие

Porsche Boxster — представитель кабриолетов с мягкой крышей, сделанной из водонепроницаемой ткани. У такой крыши множество достоинств: она легкая и «тихая», позволяет сделать механизм складывания простым и очень быстрым (ткань просто укладывается гармошкой) и занимает в сложенном состоянии мало места в специальном отделении. Последнее в случае с Porsche является важным достоинством: автомобиль заднемоторный, и места сзади не так уж много.

Из недостатков можно отметить то, что к ткани очень хорошо пристают пыль и тополиный пух. Иногда как недостаток отмечается «невандалостойкость» крыши (ее можно прорезать ножом), но в некоторых случаях (например, падение бутылки на крышу) такая конструкция, наоборот, будет иметь определенные преимущества.

Три остальных автомобиля в нашем обзоре оснащены жесткой крышей. Она состоит из нескольких элементов — верхняя часть (собственно крыша) и заднее стекло связаны системой рычагов и шарниров. Механизм укладывает эти элементы «стопкой», после чего перемещает их на выделенное для них место.

Над багажом и отдельно

Начало редакционного теста BMW Z4 дало пищу для еще одной байки, больше напоминающей анекдот. Система складывания крыши этого кабриолета никак не реагировала на нажатие кнопок на панели. Не обошлось даже без визита в официальный сервис, где механик, походив вокруг машины, покачав головой и для порядка заглянув в багажник, изумленно воскликнул: «Да у вас тут аптечка лежит!». Когда аптечку переложили на другое место, все сразу же заработало. Дело в том, что в BMW Z4 и Mercedes-Benz SL крыша складывается в багажник, на предназначенную для этого подставку в его верхней части.

Рычаги системы складывания при этом занимают специальные ниши, в которых не должно лежать никаких посторонних предметов. Плюс такого подхода в том, что с поднятой крышей машина имеет полноразмерный багажник, а минус — что сложенная крыша отъедает изрядную часть полезного объема багажного отделения. К тому же достать или положить чемоданы в багажник можно только при поднятой крыше. А вот у Mazda MX-5 для крыши предусмотрено специальное отделение, никак не связанное с хотя и не слишком большим, но совершенно независимым багажником. При поднятой крыше это отделение можно использовать как дополнительный багажник для мелких вещей.

А просто летний дождь

Чтобы проверить теорию о «дождезащищенности» быстрой езды, нужны были две составляющих: место для разгона, в качестве которого был выбран автодром Мячково, и дождь. С последним возникли трудности: прогноз на ближайшие дни обещал совершенно ясную и сухую погоду. В итоге мы использовали искусственный «киношный» ливень — высокие стойки, с которых разбрызгивается вода. А для имитации мелкого дождичка мы сконструировали передвижной агитационный — простите, дождевальный — пункт на базе пикапа Toyota Hilux, в кузове которого была установлена бочка с водой и мойка высокого давления Karcher G 7.10 M с приводом от собственного бензинового двигателя.

С главным редактором в кузове, поливающим на ходу кабриолет в соседнем ряду из водяной пушки, автомобиль выглядел чем-то средним между передвижным пулеметным пунктом повстанцев и водометной машиной для разгона демонстраций — разве что белый халат следовало бы сменить на камуфляж. Регулировка «пушки» позволяла имитировать как мелкий дождик, так и водяную завесу, захлестывающую лобовое стекло. А уж когда «водометчик» промахивался, и водителя кабриолета окатывало струей воды… В общем, после нескольких параллельных заездов пришлось сделать перерыв на сушку.

Тем не менее наши эксперименты показали, что остаться сухим при движении с открытой крышей под дождем вполне реально. Действительно, для этого достаточно ехать с некоторой минимальной скоростью (55−75 км/ч). При меньшей скорости вода умудряется залетать в салон, но даже в этом случае нет ничего страшного. Ведь все мы в детстве с удовольствием бегали под летним дождичком. А для чего же предназначен кабриолет, как не для получения удовольствия?

Благодарим автодром Мячково (www.adm-raceway.ru), журнал «Автодела» (www.avtodela.ru), а также компании Karcher и SEIKO за помощь при подготовке статьи.

Статья «Мокрое дело» опубликована в журнале «Популярная механика» (№8, Август 2013).