Тест-драйв кабриолетов в дождь и мороз

Тест-драйв кабриолетов в дождь и мороз

Жаркий июньский день. В небе — редкие кучевые облачка, над горячим асфальтом автодрома Мячково колеблется марево. А команда «ПМ» застегивает дождевики, готовясь к тестированию кабриолетов на дождеустойчивость.
Дмитрий Мамонтов

Редакция «ПМ» давно хотела рассказать о кабриолетах. Эти машины интересны с различных технических точек зрения: повышенная жесткость кузова (без крыши этого достичь сложнее), обеспечение безопасности водителя и пассажира при перевороте (дуги безопасности, в том числе раскладные), сложные механизмы складывания крыши, аэродинамика кузова и лобового стекла.

Но в России у кабриолетов неоднозначная репутация машин, годных только для поездок в ясную безоблачную погоду: мол, крыша складывается слишком медленно, а за это время даже под легким дождиком в салоне окажется полно воды. Существует и противоположная точка зрения — что крышу в дождь можно и вовсе не закрывать и при этом не промокнуть, если ехать достаточно быстро. Вот эти мнения мы и решили проверить, взяв на тест BMW Z4, Mercedes-Benz SL, Porsche Boxster и Mazda MX-5.

Дополнительный пункт

Так уж получилось, что настоящие полевые испытания состоялись почти сразу же, как только я взял Mercedes-Benz SL в пресс-парке. Отъехав метров пятьсот, я припарковался на обочине и нажал на кнопку складывания крыши. Боковые стекла приоткрылись, и крыша уехала в открывшийся багажник. Стекла поднялись, и я снова вырулил на Алтуфьевское шоссе, сопровождаемый завистливыми взглядами окружающих водителей, которые явно говорили что-то вроде: «Вот буржуй!». Но продлилось это совсем недолго — ровно до того момента, пока водителю машины с открытой крышей не позавидовала переменчивая московская погода. Яркий солнечный свет меньше чем за минуту затмили тучи, и прямо в салон машины, медленно двигающейся в пробке, полились струи дождя. Во взглядах окружающих водителей появилось злорадство: «Справедливость все-таки существует!». Тут-то и выяснилось, что крыша у Mercedes-Benz SL не складывается при движении автомобиля, и когда, наконец, у обочины нашлось место для парковки, я уже изрядно промок.

В жаркий летний день, когда асфальт размягчался от летнего солнца, испытатели «ПМ» потели в дождевиках, чтобы читатели журнала могли обходиться без дождевиков. Если, конечно, они смогут двигаться достаточно быстро.

Пришлось в программу нашего тестирования добавить еще один пункт: скорость, на которой складывается крыша. Складывающаяся крыша имеет большую парусность, и механизм может не выдержать нагрузки на высоких скоростях. Поэтому некоторые автопроизводители из соображений безопасности предусматривают для механизма складывания ограничения по скорости движения машины. В частности, крыша Mercedes-Benz SL или Mazda MX-5 складывается (и раскладывается) только на неподвижной машине. А в Porsche Boxster и BMW Z4 крышу можно сложить на ходу, правда, на не слишком высокой скорости — до 50 км/ч. А как показал наш непредвиденный «полевой эксперимент», это серьезное достоинство, если вы едете в пробке и вдруг неожиданно начинается дождь.

Мягкие и жесткие

Porsche Boxster — представитель кабриолетов с мягкой крышей, сделанной из водонепроницаемой ткани. У такой крыши множество достоинств: она легкая и «тихая», позволяет сделать механизм складывания простым и очень быстрым (ткань просто укладывается гармошкой) и занимает в сложенном состоянии мало места в специальном отделении. Последнее в случае с Porsche является важным достоинством: автомобиль заднемоторный, и места сзади не так уж много.

Профессиональные инструкторы рекомендуют водителю садиться максимально высоко (чтобы между макушкой головы и крышей оставалось примерно 10 см), чтобы улучшить обзорность. В кабриолете лучше опустить подушку кресла как можно ниже, чтобы лобовое стекло лучше защищало лицо водителя от пыли, ветра и дождя. И не забудьте надеть шапку, особенно в ясные дни — иначе рискуете получить солнечный удар или обгореть.

Из недостатков можно отметить то, что к ткани очень хорошо пристают пыль и тополиный пух. Иногда как недостаток отмечается «невандалостойкость» крыши (ее можно прорезать ножом), но в некоторых случаях (например, падение бутылки на крышу) такая конструкция, наоборот, будет иметь определенные преимущества.

Три остальных автомобиля в нашем обзоре оснащены жесткой крышей. Она состоит из нескольких элементов — верхняя часть (собственно крыша) и заднее стекло связаны системой рычагов и шарниров. Механизм укладывает эти элементы «стопкой», после чего перемещает их на выделенное для них место.

Над багажом и отдельно

Начало редакционного теста BMW Z4 дало пищу для еще одной байки, больше напоминающей анекдот. Система складывания крыши этого кабриолета никак не реагировала на нажатие кнопок на панели. Не обошлось даже без визита в официальный сервис, где механик, походив вокруг машины, покачав головой и для порядка заглянув в багажник, изумленно воскликнул: «Да у вас тут аптечка лежит!». Когда аптечку переложили на другое место, все сразу же заработало. Дело в том, что в BMW Z4 и Mercedes-Benz SL крыша складывается в багажник, на предназначенную для этого подставку в его верхней части.

Иногда «водометчик» промахивался, и вода попадала не на лобовое стекло, а прямо на водителя.

Рычаги системы складывания при этом занимают специальные ниши, в которых не должно лежать никаких посторонних предметов. Плюс такого подхода в том, что с поднятой крышей машина имеет полноразмерный багажник, а минус — что сложенная крыша отъедает изрядную часть полезного объема багажного отделения. К тому же достать или положить чемоданы в багажник можно только при поднятой крыше. А вот у Mazda MX-5 для крыши предусмотрено специальное отделение, никак не связанное с хотя и не слишком большим, но совершенно независимым багажником. При поднятой крыше это отделение можно использовать как дополнительный багажник для мелких вещей.

Пикап Toyota Hilux с закрепленной в кузове бочкой с водой и мобильной мойкой высокого давления Kärcher G 7.10 M с приводом от собственного бензинового двигателя оказался способен имитировать (в зависимости от направления и силы струи) и легкую морось, и тяжелый ливень — причем с точной доставкой прямо на лобовое стекло кабриолета.

А просто летний дождь

Чтобы проверить теорию о «дождезащищенности» быстрой езды, нужны были две составляющих: место для разгона, в качестве которого был выбран автодром Мячково, и дождь. С последним возникли трудности: прогноз на ближайшие дни обещал совершенно ясную и сухую погоду. В итоге мы использовали искусственный «киношный» ливень — высокие стойки, с которых разбрызгивается вода. А для имитации мелкого дождичка мы сконструировали передвижной агитационный — простите, дождевальный — пункт на базе пикапа Toyota Hilux, в кузове которого была установлена бочка с водой и мойка высокого давления Karcher G 7.10 M с приводом от собственного бензинового двигателя.

Аэродинамический шум в салоне кабриолета на различных скоростях оценивался и субъективно, и объективно (с помощью шумомера).

С главным редактором в кузове, поливающим на ходу кабриолет в соседнем ряду из водяной пушки, автомобиль выглядел чем-то средним между передвижным пулеметным пунктом повстанцев и водометной машиной для разгона демонстраций — разве что белый халат следовало бы сменить на камуфляж. Регулировка «пушки» позволяла имитировать как мелкий дождик, так и водяную завесу, захлестывающую лобовое стекло. А уж когда «водометчик» промахивался, и водителя кабриолета окатывало струей воды… В общем, после нескольких параллельных заездов пришлось сделать перерыв на сушку.

Тем не менее наши эксперименты показали, что остаться сухим при движении с открытой крышей под дождем вполне реально. Действительно, для этого достаточно ехать с некоторой минимальной скоростью (55−75 км/ч). При меньшей скорости вода умудряется залетать в салон, но даже в этом случае нет ничего страшного. Ведь все мы в детстве с удовольствием бегали под летним дождичком. А для чего же предназначен кабриолет, как не для получения удовольствия?

BMW Z4

Минимальная скорость, на которой в салон не попадает дождь: 60 км/ч

Время складывания/раскладывания крыши: 25,3/22,7 с.

Субъективный уровень аэродинамических шумов с открытой крышей: 60−80 км/ч — средний, 100−120 км/ч — средний.

Кабриолет с жесткой крышей, которая складывается на специальную подставку в багажнике (поверх багажа). Кресла водителя и пассажира, органы управления, да и весь облик машины — подчеркнуто спортивные. Управляемость тоже спортивная, как и жесткость подвески — на обычных дорогах это не слишком комфортно. Аэродинамические шумы на высоких скоростях дают о себе знать, но не слишком назойливы, в отличие от басовитого звука выхлопа, который на первых порах производит приятное впечатление, но через некоторое время начинает «давить на уши», причем и при открытой, и при закрытой крыше.

Mazda MX-5

Минимальная скорость, на которой в салон не попадает дождь: 70 км/ч

Время складывания/раскладывания крыши: 11,7/12,8 с.

Субъективный уровень аэродинамических шумов с открытой крышей: 60−80 км/ч — низкий, 100−120 км/ч — низкий.

Очень недорогой (по сравнению с другими участниками нашего обзора) кабриолет с жесткой крышей и чрезвычайно быстрым механизмом складывания в специальное отделение позади кресел. При складывании крыша никак не покушается на небольшой, но отдельный багажник (при закрытой крыше это отделение с доступом из салона можно использовать для хранения вещей). Ветровое стекло относительно низкое, и чтобы дождь не попадал в салон, нужно ехать со скоростью выше 70−75 км/ч. А вот по уровню шумового комфорта эта машина нас удивила: с открытой крышей она тише (более того, самая тихая), чем с закрытой (внутренняя обшивка крыши жесткая и «гулкая»). Звук двигателя низких оборотах почти не слышен, а на высоких — приятен и неназойлив.

Mercedes-Benz SL

Минимальная скорость, на которой в салон не попадает дождь: 55 км/ч

Время складывания/раскладывания крыши: 16,0/18,5 с.

Субъективный уровень аэродинамических шумов с открытой крышей: 60−80 км/ч — низкий, 100−120 км/ч — высокий.

Очень комфортабельный кабриолет с жесткой крышей, которая складывается на специальную подставку в багажнике (поверх багажа). Из четырех протестированных кабриолетов Mercedes имеет самые просторные кресла для водителя и пассажира, и он самый тихий… но только в закрытом варианте — а в открытом на скорости более 80 км/ч аэродинамический шум значительно усиливается. Зато у этой модели самое длинное (высокое) лобовое стекло, которое не дает умеренному дождю попадать в салон уже при 55−60 км/ч.

Porsche Boxster

Минимальная скорость, на которой в салон не попадает дождь: 70 км/ч

Время складывания/раскладывания крыши: 9,3/9,3 с.

Субъективный уровень аэродинамических шумов с открытой крышей: 60−80 км/ч — низкий, 100−120 км/ч — средний.

Единственный кабриолет с мягкой крышей в нашем обзоре. Крыша складывается в специальный карман сзади, никак не мешая укладывать или доставать багаж из багажника, точнее, из багажников — здесь их два, маленький сзади и побольше спереди. Благодаря тому, что крыша мягкая, механика ее складывания очень простая и очень быстрая. Аэродинамические шумы средние на всех скоростях, да и звук мотора, слышный в основном на высоких оборотах, довольно приятный. С закрытой крышей машина очень тихая — мягкая крыша не резонирует и хорошо поглощает звук.

Благодарим автодром Мячково (www.adm-raceway.ru), журнал «Автодела» (www.avtodela.ru), а также компании Karcher и SEIKO за помощь при подготовке статьи.

Статья «Мокрое дело» опубликована в журнале «Популярная механика» (№8, Август 2013).
Понравилась статья?
Подпишись на новости и будь в курсе самых интересных и полезных новостей.
Спасибо.
Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.
Комментарии

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь,
чтобы оставлять комментарии.