Последний раз радиоуправляемые внедорожники резвились в нашей редакции в далеком 2004 году, когда японская компания Kyosho выпустила малогабаритное длинноходное шасси Mini-Z Overland, созданное специально для миниатюрных офисных джипов. Мини-монстры тут же заменили в нашем офисном гараже миниатюрные болиды «Формулы-1», на которых мы год гоняли вместо перекуров. Потому что кроме нарезания кругов они могли выполнять еще кучу трюков — вставать на задние колеса, прыгать на трамплинах, давить пустые алюминиевые банки. За прошедшие восемь лет все сильно изменилось.
Тюнинг радиоуправляемых моделей

Если раньше электромоторы были слабой альтернативой двигателю внутреннего сгорания, то сейчас это почти стандарт, а ДВС у моделистов занимает примерно то же место, что и винил у любителей музыки. Сегодня царствуют мощные бесколлекторные двигатели, легкие и емкие аккумуляторы, цифровые сервомашинки и — совершенно новые бренды. Как школьники бредят айфонами и айпадами, так и моделисты — монстрами Traxxas. Сделано в Техасе!

А почему все-таки Traxxas? Что такого уникального сделала эта компания? «В первую очередь, их отличает полная влагозащита, — говорит главный технический специалист по Traxxas в России Андрей Топоров, — лужи, грязь, снег, все то, что для других моделей смерть, для Traxxas — нормальная среда обитания. Именно влагозащита — главный аргумент для 90% покупателей данной марки. На втором месте — реальная готовность модели к гонкам сразу после того, как вы достали ее из коробки. Требуется только несколько батареек для пульта управления». И это верно, первый раз у нас в редакции модель, для которой не понадобится совершать несколько дополнительных ходок в модельный магазин за зарядными устройствами, аккумуляторами, пультами управления и прочими аксессуарами.

Далеко не каждый «взрослый» автомобиль сможет похвастаться таким количеством настроек и потенциалом для тюнинга. Практически каждая значимая деталь в конструкции E-Revo VXL регулируема и заменяема.

Но это все за кадром. Главная рекламная фишка Traxxas — то, что это самые быстрые модели из коробки — от 50 до 160 км/ч в зависимости от комплектации. Наиболее динамичные версии разгоняются до сотни за 2,3 с. У нашей E-Revo VXL в базе максималка — 50. Но если заменить штатные NI-MH-аккумуляторы на литий-полимерные, то вы легко преодолеваете рубеж в 80 км/ч, а с дополнительной батареей сможете разогнаться до заветной сотни.

Мастер спорта, ведущий специалист Спортивной федерации автомобильного спорта России Илья Плахотник, которого мы пригласили протестировать наш Traxxas, видит в модели другие достоинства. «На этом E-Revo стоит уникальная подвеска, которая позволяет очень просто регулировать как дорожный просвет автомобиля, так и ход подвески, — говорит он. — При одних условиях у вас почти шоссейная модель, при других — серьезный грязевой краулер».

В последнее время скейтпарки стали для моделистов такой же естественной средой обитания, как для скейтбордеров или велосипедистов. Набор исполняемых трюков такой же, как на скейтборде или BMX: прыжки, сальто, «грайнды» (скольжения по перилам и краям рамп). Трюки предполагают серьезные ударные нагрузки практически на все узлы автомобиля, поэтому пластичная и неломкая нейлоновая подвеска — наилучший вариант для агрессивного катания.

Это невероятно, но многорычажная подвеска нашего Traxxas E-Revo сложнее, чем подвеска моего автомобиля, на котором я езжу на работу. А горизонтальные амортизаторы, спрятанные в корпусе, — где я их видел? Точно, на коробке так и написано: «Вдохновленные «Формулой-1″"! Андрей Топоров говорит, что такое расположение, помимо дополнительной защиты, сильно упрощает обслуживание.

Возрастные категории

Надо сказать, что большинство Traxxas поставляются в двух масштабах — «взрослых» 1:10 (в нем наш E-Revo VXL стоит около 40 000 рублей) и, скажем так, «недетском» 1:16. Именно такой у нас — 15 000 рублей. С 2012 года Traxxas ставит на свои модели уникальную аппаратуру управления TQi, которая позволяет на лету получать телеметрию со встроенных датчиков оборотов, температуры двигателя, напряжения аккумуляторных батарей и прочих параметров модели. Информация выводится на iPhone, устанавливаемый в специальное гнездо на пульте управления. На старших моделях эта функция идет в базе, а на 1:16-моделях ее можно установить за 3000 рублей.

Прыжки и сальто — наиболее зрелищные трюки практически в любом виде экстремального спорта, даже в авиамодельном. Научившись приземляться на колеса, используя для управления машиной в воздухе реактивный момент колес, пилот осваивает бэкфлип — сальто назад на один или несколько оборотов. Вершина трюкового мастерства — фронтфлип, сальто с вращением вперед.

Отсутствие торчащих усов антенн для молодежи уже стандарт, а для меня все равно удивление. Современное цифровое радиоуправление на 2,4 ГГц использует встроенные антенны (как на сотовых телефонах) и гораздо более устойчиво на предмет помех и потери сигнала. И самое главное — никаких кварцев и согласования частот перед стартами! Взял и поехал.

Traxxas E-Revo VXL доступны практически все автоспортивные дисциплины. Отрегулировав подвеску на максимальный клиренс, можно смело штурмовать суровое бездорожье и грязь. Напротив, зажав амортизаторы и опустив кузов (читай — центр тяжести) максимально низко, можно добиться филигранной управляемости для шоссейных гонок. На скользком покрытии E-Revo превращается в отличный снаряд для дрифтинга. Широкий выбор тюнинговых дифференциалов, в том числе повышенного трения, позволяет распределить крутящий момент между осями полноприводного шасси в любых пропорциях.

«Для серьезных энтузиастов очень важна возможность тюнинга модели», — говорит Илья. И тут для владельцев Traxxas открывается безбрежный океан как родных, так и сторонних аксессуаров, начиная от двигателей и колес и заканчивая самой экзотической телеметрией и деталями подвески». Кстати о последней. Несмотря на всю сложность, меня удивил материал, из которого она сделана, — нейлон. Я ожидал увидеть металл. «Нейлон, как ни странно, лучше, — объясняет Илья. — Он более гибкий и, следовательно, менее ломкий, что позволяет практически при тех же рабочих качествах выдерживать большие нагрузки и дольше служить». Но именно подвеска в первую очередь подвергается тюнингу, и именно нейлоновые детали владельцы меняют на алюминиевые аналоги.

Как говорит Андрей Топоров, дело не в улучшении рабочих качеств (модели Traxxas и так почти идеально сбалансированы), а исключительно во внешнем эффекте. Все как во взрослом мире. Нет, взрослый мир гораздо проще.

Статья «Счастливая взрослость» опубликована в журнале «Популярная механика» (№2, Февраль 2013).