Владельцы таких машин, как новый Mercedes S-класса, не должны управлять автомобилем самостоятельно. Это вовсе не значит, что им нужен личный шофер. Просто этот автомобиль умеет ездить без помощи водителя. Ну, почти…

Имитация движения Симулятор Mercedes — один из самых крупных в своем классе. Его общая масса составляет около 20 т. Платформа, внутри которой находится макет автомобиля, приводится в движение линейными электродвигателями и перемещается по 12-метровым рельсам, имитируя боковые ускорения до 1g. В комнате управления операторы симулятора могут смоделировать любую дорожную обстановку, чтобы протестировать поведение определенных систем и реакцию водителя на их работу.
Внутри симулятора находится точный макет Mercedes-Benz S-класса, окруженный экранами, на которых с помощью восьми проекторов отображается дорожная обстановка.
Отработка систем помощи водителю при ночной езде на специальном симуляторе позволила дополнить головной свет ИК-камерами, тепловизором и указывающим пучком, подсвечивающим пешеходов на темной обочине.

Mercedes S-класса, как и положено, движется плавно и вальяжно. Стрелка спидометра колеблется в районе 50 км/ч. «А вот слева авария», — говорит инструктор, отвлекая мое внимание на две машины с мигающими «аварийками» и стоящими возле них жестикулирующими владельцами. Я поворачиваю голову и слегка провожаю столкнувшиеся машины взглядом. И тут, совершенно неожиданно для меня, из-за стоящего справа микроавтобуса на середину дороги выпрыгивает пешеход, поворачивается в мою сторону и замирает. Время замедляется, и мне кажется, что я слышу биение своего сердца.

Я переношу ногу на тормоз… но понимаю, что не успеваю. И вдруг случается чудо: ремни безопасности притягивают меня к спинке кресла (это срабатывает система PRE-SAFE Impulse), а машина начинает тормозить сама. Успеет… Пешеход все ближе… И вот, наконец, кромка капота замирает — в 20 см от ошарашенного пешехода. «Ну как?» — спрашивает инструктор. Я вытираю вспотевшие ладони и, стараясь унять дрожь в голосе, совершенно честно отвечаю: «Очень правдоподобный симулятор!»

Почти самостоятельно

«На этом симуляторе мы имитируем самые разные ситуации, — объясняет начальник отдела моделирования Ханс-Петер Шонер. — На начальных этапах отработки конструкции это проще, быстрее и дешевле, чем полевые испытания на полигоне. И конечно, безопаснее — в данном случае ни для пешехода, ни для водителя не было никакого риска, даже если бы вы вообще не нажали на тормоз». На симуляторах отрабатывается не только торможение, но и другие системы помощи водителю, которыми оснащен флагманский Mercedes S-класса. В частности, система DISTRONIC PLUS позволяет не только держать дистанцию и полосу движения, но и двигаться в пробках, следуя за впередиидущей машиной, или даже «не пускать» машину на занятую полосу при перестроении или обгоне, подтормаживая отдельные колеса.

Глаза на затылке

Всем системам безопасности, как и водителю, нужна точная информация об окружающей обстановке. Для этого новый S-класс оснащается 26 различными сенсорными системами, ощупывающими и рассматривающими пространство вокруг автомобиля. И не только впереди, но и сбоку, что позволяет предотвращать столкновения на «слепых» перекрестках, и даже назад: видя приближающуюся на большой скорости сзади машину, радар дает сигнал системе PRE-SAFE Plus на срабатывание преднатяжителей ремней безопасности, тормозной системы и мигающих стоп-сигналов.

Выхватывая из тьмы

Инженеры Mercedes-Benz немало потрудились и над системой освещения (для ее отработки используется симулятор ночных поездок) нового S-класса. Помимо адаптивного дальнего света, который отслеживает впередиидущие машины и вставляет в световой пучок маску, чтобы предотвратить ослепление, автомобиль оснащен системами технического зрения — ИК-камерой и тепловизором. С их помощью можно увидеть пешехода на неосвещенной обочине… и подсветить его узким, мигающим для привлечения внимания световым пучком.

Статья «Шофер в комплекте» опубликована в журнале «Популярная механика» (№2, Февраль 2013).