Владельцы таких машин, как новый Mercedes S-класса, не должны управлять автомобилем самостоятельно. Это вовсе не значит, что им нужен личный шофер. Просто этот автомобиль умеет ездить без помощи водителя. Ну, почти…
Автопилот Mercedes-Benz: тест-драйв
Симулятор Mercedes – один из самых крупных в своем классе. Его общая масса составляет около 20 т. Платформа, внутри которой находится макет автомобиля, приводится в движение линейными электродвигателями и перемещается по 12-метровым рельсам, имитируя боковые ускорения до 1g. В комнате управления операторы симулятора могут смоделировать любую дорожную обстановку, чтобы протестировать поведение определенных систем и реакцию водителя на их работу.

Mercedes S-класса, как и положено, движется плавно и вальяжно. Стрелка спидометра колеблется в районе 50 км/ч. «А вот слева авария», — говорит инструктор, отвлекая мое внимание на две машины с мигающими «аварийками» и стоящими возле них жестикулирующими владельцами. Я поворачиваю голову и слегка провожаю столкнувшиеся машины взглядом. И тут, совершенно неожиданно для меня, из-за стоящего справа микроавтобуса на середину дороги выпрыгивает пешеход, поворачивается в мою сторону и замирает. Время замедляется, и мне кажется, что я слышу биение своего сердца.

В комнате управления операторы симулятора могут смоделировать любую дорожную обстановку, чтобы протестировать поведение определенных систем и реакцию водителя на их работу.

Я переношу ногу на тормоз… но понимаю, что не успеваю. И вдруг случается чудо: ремни безопасности притягивают меня к спинке кресла (это срабатывает система PRE-SAFE Impulse), а машина начинает тормозить сама. Успеет… Пешеход все ближе… И вот, наконец, кромка капота замирает — в 20 см от ошарашенного пешехода. «Ну как?» — спрашивает инструктор. Я вытираю вспотевшие ладони и, стараясь унять дрожь в голосе, совершенно честно отвечаю: «Очень правдоподобный симулятор!»

Внутри симулятора находится точный макет Mercedes-Benz S-класса, окруженный экранами, на которых с помощью восьми проекторов отображается дорожная обстановка.

Почти самостоятельно

«На этом симуляторе мы имитируем самые разные ситуации, — объясняет начальник отдела моделирования Ханс-Петер Шонер. — На начальных этапах отработки конструкции это проще, быстрее и дешевле, чем полевые испытания на полигоне. И конечно, безопаснее — в данном случае ни для пешехода, ни для водителя не было никакого риска, даже если бы вы вообще не нажали на тормоз». На симуляторах отрабатывается не только торможение, но и другие системы помощи водителю, которыми оснащен флагманский Mercedes S-класса. В частности, система DISTRONIC PLUS позволяет не только держать дистанцию и полосу движения, но и двигаться в пробках, следуя за впередиидущей машиной, или даже «не пускать» машину на занятую полосу при перестроении или обгоне, подтормаживая отдельные колеса.

150 Отработка систем помощи водителю при ночной езде на специальном симуляторе позволила дополнить головной свет ИК-камерами, тепловизором и указывающим пучком, подсвечивающим пешеходов на темной обочине.

Глаза на затылке

Всем системам безопасности, как и водителю, нужна точная информация об окружающей обстановке. Для этого новый S-класс оснащается 26 различными сенсорными системами, ощупывающими и рассматривающими пространство вокруг автомобиля. И не только впереди, но и сбоку, что позволяет предотвращать столкновения на «слепых» перекрестках, и даже назад: видя приближающуюся на большой скорости сзади машину, радар дает сигнал системе PRE-SAFE Plus на срабатывание преднатяжителей ремней безопасности, тормозной системы и мигающих стоп-сигналов.

Новый Mercedes-Benz S-класса оснащен 26 различными датчиками и системами, непрерывно осматривающими, прослушивающими и ощупывающими окружающее пространство. Многие из этих систем уже не впервые применяются в автомобилях — скажем, ультразвуковые датчики системы помощи при парковке или радары круиз-контроля. А вот тепловизоры и стереокамеры с системами распознавания изображений пока еще можно увидеть лишь в некоторых дорогих моделях.

Выхватывая из тьмы

Инженеры Mercedes-Benz немало потрудились и над системой освещения (для ее отработки используется симулятор ночных поездок) нового S-класса. Помимо адаптивного дальнего света, который отслеживает впередиидущие машины и вставляет в световой пучок маску, чтобы предотвратить ослепление, автомобиль оснащен системами технического зрения — ИК-камерой и тепловизором. С их помощью можно увидеть пешехода на неосвещенной обочине… и подсветить его узким, мигающим для привлечения внимания световым пучком.

Статья «Шофер в комплекте» опубликована в журнале «Популярная механика» (№2, Февраль 2013).