Porsche 918 Spyder (модель 2014 года) обещает стать самым совершенным гибридом из всех когда-либо построенных в мире. Мы проверили — он и в самом деле очень быстр.

Киловатты на вес золота Концепт-кар Porsche 918, построенный на базе гоночного RS Spyder, был представлен публике на Женевском автомобильном салоне в 2010 году. Тогда мало кто поверил, что гибридный суперкар доберется до конвейера, однако уже на сегодня компания Porsche получила более тысячи предварительных заявок от будущих покупателей. Гибрид, серийное производство которого начнется в этом году, будет разгоняться от 0 до 100 км/ч за невероятные 2,8 с и развивать максимальную скорость 325 км/ч, потребляя при этом всего 3 л топлива на 100 км. Базовая цена в $768 000 делает гибрид самым дорогим Porsche за всю историю.
Что движет этой машиной PORSCHE DOPPEL KUPPLUNGSGETRIEBE. Это трудновыговариваемое слово обозначает семискоростную коробку передач с двумя сцеплениями. Впервые эта конструкция была использована в модели 911 Turbo S еще в эпоху 997-х. Здесь она установлена с поворотом на 180 градусов — как говорят в компании, они перевернули ее вверх ногами. В результате удалось заметно опустить центр тяжести машины. ЗАДНИЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ. Этот мотор мощностью 95 кВт (130 л.с.) сопряжен с бензиновым двигателем V-8. По мере необходимости он подает крутящий момент на задние колеса. Когда подключается передний электромотор, 918-й превращается в полноприводную машину. Кроме того, оба эти двигателя участвуют в рекуперативном торможении, подзаряжая аккумулятор. СИЛОВАЯ ЭЛЕКТРОНИКА. Для плавного и предсказуемого управления мощностью силовой установки необходима продвинутая электронная система. На скоростях свыше 230 км/ч компьютер отсоединяет оба электродвигателя от трансмиссии, чтобы они не пострадали от завышенных оборотов. Дальше бензиновый 8-цилиндровый мотор работает уже в одиночку, разгоняя 918-й до максимальной скорости 325 км/ч. ДВИГАТЕЛЬ V-8. Расположенный максимально близко к центру машины мотор объемом 4,6 л выдает 580 л.с. на 8500 об/мин, что превосходит показатели силовой установки гоночной машины RS Spyder LMP2, которая послужила прототипом для этой модели. ЛИТИЙ-ИОННАЯ БАТАРЕЯ. Эта аккумуляторная батарея на 6,8 кВт·ч имеет жидкостное охлаждение. В ней содержится 312 ячеек, которые могут подзаряжаться как за счет рекуперативного торможения, так и от электрической розетки. При собственной массе машины 1700 кг вес батареи — около 300. Аппарат ускоренной зарядки доводит батарею до полной готовности всего за два часа. ПЕРЕДНИЙ ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОМОТОР. Использование электромоторов предопределяется стилем езды, установками режима трансмиссии и загрузкой машины. Передний электромотор при необходимости выдает на передние колеса мощность до 85 кВт (115 л.с.). На скоростях от 0 до 230 км/ч этот мотор работает в паре с собственным редуктором.

Я забрался в углепластиковую скорлупу прототипа Porsche 918 Spyder, пристегнул пятиточечные ремни безопасности, и мое сердце забилось в предвкушении старта. Рискну предположить, что я оказался в салоне самого технически изощренного Porsche в истории. Концепт-кар 918 был впервые предъявлен публике на женевском мотор-шоу 2010 года. Тогда все отнеслись к нему с недоверием, как к мыльному пузырю, как к преждевременной заявке, не подкрепленной реальными возможностями. В результате новый аппарат был оттеснен на роль передвижной лаборатории для обкатки гибридных технологий.

Я приехал в Германию на гоночную трассу «Нюрбургринг» в надежде принять участие в тестовых заездах, которые здесь проводятся по программе реальных испытаний. И вот подошла моя очередь занять пассажирское место рядом с профессиональным пилотом-автогонщиком. Пилот ставит ногу на педаль газа и начинает неспешную экскурсию по дорогам общего пользования, прилегающим к кольцевой трассе. Поначалу звук от нашей езды можно сравнить с тишайшим шепотом.

В режиме Full EV гибрид ведет себя как электромобиль, заряжаемый от сети (так называемый plug-in). Даже на электротяге Porsche рвет с места как бешеный, но шума от него при этом не больше, чем от крадущегося «Приуса». В Е-power, одном из пяти оставшихся режимов работы гибридной трансмиссии, автомобиль по сути остается электрическим, но держит наготове и ДВС для особенно интенсивных разгонов. Этот режим предельно тихий и экологичный, запас хода при движении в стиле E-power составляет всего 25 км.

Так что пилот, воспользовавшись маленьким красненьким тумблером на руле, переходит к действительно гибридному режиму Hybrid. Разгон у машины сразу становится резче, и мы, лихо маневрируя, проскакиваем сквозь толпу репортеров. Впрочем, пока что я еще не слышу тех 795 коней, загнанных в стойла в отсеке силового агрегата. Все, что я отметил, — это легкое подвывание электрической трансмиссии и еле слышное басовое урчанье V-образной «восьмерки» объемом 4,6 л и мощностью 580 л.с. Распределение обязанностей ДВС и электродвигателей основывается на принципе максимальной эффективности.

В режиме Sport Hybrid 918-й начинает вести себя совершенно по‑другому, ибо двигатель внутреннего сгорания выступает в роли главного тягового фактора. Вот тут Porsche показывает, что он действительно имеет право называться суперкаром.

На лице парня, сидящего за баранкой, расплывается довольная улыбка. Оттопырив палец, он перещелкивает тумблер на режим Race Hybrid. Когда твоя пятая точка отстоит от асфальта всего-то на 17 см, особенно приятно ощущать, что ее уносит вдаль со скоростью гиперпространственного привода из «Звездных войн». V-образная «восьмерка» рычит теперь во всю силу, а ей подыгрывают два электромотора. Вся мощность ДВС направляется в разгон, а батарея подзаряжается, лишь когда водитель сбрасывает газ. Режим под названием Hot Lap позволяет выжать из ДВС и батареи все соки, не расходуя энергию на подзарядку.

Специально изготовленная резина Michelin крепко держится за дорожное покрытие. Мы еще не дотянули до скорости в полторы сотни, но я уже почувствовал в поведении этой машины что-то такое сногсшибательное, такое непривычное, что до сих пор не знаю, с чем бы можно было это сравнить. Говоря о суперкарах, лучше оперировать сухими цифрами. Наш 918-й прошел Северную петлю с результатом 7:14 (рекорд для этого трека составляет 6:48 и принадлежит британскому прототипу Radical SR8).

До 100 км/ч эта машина разгоняется меньше чем за три секунды. В России она будет стоить по предварительным оценкам $900 000. Добавим еще, что расход бензина у этого аппарата должен составить порядка трех литров на сотню километров. Все эти данные в совокупности дают нам полное право назвать этот аппарат по‑настоящему революционной машиной.

Статья «Гибрид, и горжусь этим!» опубликована в журнале «Популярная механика» (№2, Февраль 2013).