Одна секунда в чрезвычайной ситуации стоит куда больше, чем в повседневной рутине. Подрастают в цене и другие единицы измерения, если прибавить к ним слово «последний»: метр пожарного рукава, литр воздуха, шаг спасателя. За эти драгоценные капли жизни борются и бойцы пожарных расчетов, постоянно совершенствующие свое мастерство, и конструкторы пожарной техники, которым порой удается отыграть крупные партии метров, литров и секунд у стихии. Мы побывали в московской пожарной части номер 64, где начальник отдела комплектования и эксплуатации пожарной техники Геннадий Мякишев продемонстрировал нам новейший пожарно-спасательный автомобиль.

Высокоманевренный пожарно-спасательный автомобиль «Поворот» ПСА-П 3,5−40/100−4/400 (6339) модель 49ВР (сокращенно ПСА-П).
Кабина боевого расчета Сиденья боевого расчета предназначены для транспортировки пожарных в полной боевой экипировке. Поэтому вместо спинок у них держатели для баллонов дыхательного аппарата. Складная конструкция упрощает бойцам выход из кабины. Для посадки и высадки боевого расчета кабина оборудована подножками с пневмоприводом.
Пожарный насос на ПСА-П двухступенчатый, с электронным управлением. Единый сенсорный дисплей позволяет управлять всеми функциями: оборотами двигателя, подачей воды и пенообразователя в каждый из патрубков, забором воды из гидранта или открытого водоема. В случае неисправности система самодиагностики, как в современном автомобиле, выдаст код ошибки. Ступень низкого давления подает воду и пенообразователь на два выходных патрубка для подключения рукавных линий. Для подачи воды от ступени высокого давления ПСА оборудован одной высоконапорной катушкой длиной 90 м. Катушка имеет специальный ствол с пенным насадком. Расход воды у этого ствола небольшой, зато дальность действия благодаря высокому давлению внушительная. Сразу по прибытии на место пожара один боец может начать подавать воду в очаг возгорания, пока другие собирают рукавную линию.
Обилием хитроумного оборудования на борту пожарно-спасательный автомобиль напоминает машину голливудского супергероя. На крыше пожарно-спасательного автомобиля располагается дистанционно управляемый лафетный ствол, специальная осветительная телескопическая мачта с двумя прожекторами общей мощностью 1кВт, пеналы с напорно-всасывающими рукавами для забора воды из открытых водоемов (такие же рукава есть и в специальном отсеке в кузове), пеногенераторы «Пурга-5». Осветительная мачта и лафетный ствол управляются с беспроводных пультов, что очень удобно: пожарный может отойти от машины и обеспечить себе наилучшую обзорность для «прицельной стрельбы». 1) лафетный ствол 2) осветительная мачта 3) пеналы с напорно-всасывающими рукавами 4) пеногенераторы «Пурга-5» 5) запасное колесо
Пожарный робот с дистанционным управлением предназначен для взрывоопасных ситуаций в буквальном смысле слова. Машина с большими колесами и управляемым лафетным стволом первой входит в гаражи или на склады, где могут скапливаться пары горючих веществ. Робот, не оснащенный видеокамерами, управляется в условиях прямой видимости. Чтобы уберечься от взрыва и осколков, оператор скрывается за пожарным щитом — прочной сварной конструкцией из листового металла на колесах. Аккумуляторная батарея робота заряжается от бортовой сети автомобиля. 1) пожарный робот 2) кувалда 3) топор
На борту имеется внушительный набор оборудования, предназначенного для спасения пострадавших из обрушившихся зданий или сильно деформированных автомобилей. Здесь есть гидравлические разжимы, кусачки, бокорез, расширитель, бензорез и домкраты разных размеров. В соседнем отсеке скрывается компактная насосная станция с двигателем внутреннего сгорания. Если двигатель насосной станции вдруг не заведется, можно воспользоваться ручным гидравлическим насосом. На катушке справа — светящийся направляющий трос звена газодымозащитников, это в буквальном смысле слова светящаяся путеводная нить, которую пожарный пристегивает к себе, прежде чем войти в задымленное помещение. 1) ручной гидравлический насос 2) переходники для рукавов 3) бензорез 4) осветительный путевой шпагат 5) гидравлическое спасательное оборудование
Генератор огнетушащего аэрозоля по алгоритму работы напоминает ручную гранату: чтобы потушить огонь в помещении объемом до 60 м³, нужно выдернуть чеку и забросить генератор внутрь.
Ранцевая установка «Игла» может использоваться для оперативного тушения квартиры и спасения людей еще до того, как пожарные соберут рукавную линию и подадут воду. За спиной бойца три баллона: с водой и смачивателем, со сжатым воздухом для подачи воды в ствол под давлением и с воздухом для дыхания. При необходимости к «Игле» можно подключить дополнительную дыхательную маску для спасаемого. Рядом с ранцевой установкой — паяльная лампа для отогрева смерзшихся полугаек пожарных рукавов. 1) ранцевая установка «Игла» 2) паяльная лампа 3) пожарные рукава
В отсеке выдвижных ящиков, пожалуй, самый интересный предмет — гидроэлеватор. Это прибор, с помощью которого можно откачивать воду из затопленного помещения. Он представляет собой переходник с рукава меньшего диаметра на больший и работает по принципу эжекции. Вода под напором подается из пожарного насоса в рукавную линию через гидроэлеватор, и в месте увеличения диаметра трубы создается разрежение, за счет которого в широкий рукав всасывается вода из затопленного помещения. Расположенный справа порошковый огнетушитель применяется для тушения электрораспределительных щитков, так как подача воды в этом случае может привести к короткому замыканию. 1) выдвижные ящики 2) тормозные башмаки 3) гидроэлеватор 4) порошковый огнетушитель
Пожарный подает воду или слабый пенный раствор в очаг возгорания с помощью ствола-распылителя. Ствол — это завершающий элемент собранной рукавной линии и главный инструмент бойца. В отсеке находится четыре ствола, еще несколько может храниться в кабине боевого расчета. Ствол имеет запорный механизм и регулировку, позволяющую бойцу выбирать между компактной и распыленной струей (компактная бьет дальше). Трехходовые соединения используются для подачи воды с одного выходного патрубка насоса сразу на несколько стволов. 1) стволы типа «Б» 2) стволы типа «А» 3) большой и малый ломы 4) трехходовые соединения

Высокоманевренный пожарно-спасательный автомобиль «Поворот» (сокращенно ПСА-П) был разработан и изготовлен на Варгашинском заводе противопожарного и специального оборудования на шасси IVECO-AMT Trakker 6339. Сказать по справедливости, от IVECO ему досталось всего ничего: кабина водителя да 380-сильный мотор. Задний мост специально разработанного шасси был сделан управляемым. При лавировании на скоростях до 40 км/ч задние колеса поворачиваются в противоположную сторону от передних с помощью гидравлических механизмов, придавая большой машине почти легковую маневренность. На более высокой скорости поворотный механизм блокируется, чтобы управляемость автомобиля оставалась предсказуемой.

«Полноуправляемое шасси и большой клиренс — отличительные черты ПСА-П и важное подспорье в движении по узким, заставленным машинами городским дворам, — поясняет Геннадий Мякишев. — Высокая посадка дает хорошую обзорность и возможность штурмовать высокие бордюры, подбираясь максимально близко к очагу возгорания».

Важная особенность новинки — система сенсорного управления пожарным насосом и задвижками водопенных коммуникаций. На автомобиле дополнительно установлен автономный дозирующий пенный насос Cameleon, позволяющий одновременно подавать из одной напорной линии воду, а из другой — водопенный раствор пенообразователя с концентрацией от 1 до 6%. Эта система автоматически дозирует пенообразователь в водопенном растворе в зависимости от расхода воды и типа горящего вещества.

Вода охлаждает большинство горючих веществ вплоть до температуры, недостаточной для поддержания горения. Слабый пенный раствор эффективен для тушения некоторых материалов, например дерева, потому что стекает медленнее, чем вода. Пышная пена, полученная с помощью пеногенератора, незаменима при тушении горючих жидкостей: она легче любой из них, поэтому остается на поверхности, препятствуя доступу кислорода, необходимого для горения. Наконец, пеной можно полностью заполнить небольшое помещение, вытеснив из него кислород. Система Cameleon помогает расходовать пену более эффективно: ведь запасы воды легко пополнить из гидранта или водоема, а пенообразователь можно лишь привезти с собой.

Драгоценные секунды помогает сэкономить пульт управления пожарным насосом, полностью продублированный в кабине водителя и насосном отсеке. На автоцистернах старого образца по прибытии на пожар бойцы должны были сначала бежать к насосу, чтобы заполнить его водой (насос содержится сухим во избежание замерзания), после чего возвращаться в кабину — включить коробку отбора мощности (насос работает от двигателя автомобиля), потом собрать рукавную линию, а затем отдавать команды водителю, чтобы тот управлял оборотами двигателя. Теперь все функции управления доступны как изнутри, так и снаружи автомобиля.

Компоновка автомобиля позволяет вывозить большое количество спасательного оборудования. Наиболее заметное приобретение в этом списке — пожарный робот с дистанционным управлением, который выходит на передовую, когда рядом с очагом возгорания могут находиться взрывоопасные вещества.

30 ноября 2012 года ПСА-П успешно прошел приемо-сдаточные испытания и был допущен к серийному производству. Вероятно, в ближайшем будущем такие машины спасут для людей еще больше самых драгоценных в жизни секунд.

Статья «Работа с огоньком» опубликована в журнале «Популярная механика» (№2, Февраль 2013).