Одна секунда в чрезвычайной ситуации стоит куда больше, чем в повседневной рутине. Подрастают в цене и другие единицы измерения, если прибавить к ним слово «последний»: метр пожарного рукава, литр воздуха, шаг спасателя. За эти драгоценные капли жизни борются и бойцы пожарных расчетов, постоянно совершенствующие свое мастерство, и конструкторы пожарной техники, которым порой удается отыграть крупные партии метров, литров и секунд у стихии. Мы побывали в московской пожарной части номер 64, где начальник отдела комплектования и эксплуатации пожарной техники Геннадий Мякишев продемонстрировал нам новейший пожарно-спасательный автомобиль.
Как устроена пожарная машина?
Высокоманевренный пожарно-спасательный автомобиль «Поворот» ПСА-П 3,5-40/100-4/400 (6339) модель 49ВР (сокращенно ПСА-П).

Высокоманевренный пожарно-спасательный автомобиль «Поворот» (сокращенно ПСА-П) был разработан и изготовлен на Варгашинском заводе противопожарного и специального оборудования на шасси IVECO-AMT Trakker 6339. Сказать по справедливости, от IVECO ему досталось всего ничего: кабина водителя да 380-сильный мотор. Задний мост специально разработанного шасси был сделан управляемым. При лавировании на скоростях до 40 км/ч задние колеса поворачиваются в противоположную сторону от передних с помощью гидравлических механизмов, придавая большой машине почти легковую маневренность. На более высокой скорости поворотный механизм блокируется, чтобы управляемость автомобиля оставалась предсказуемой.

«Полноуправляемое шасси и большой клиренс — отличительные черты ПСА-П и важное подспорье в движении по узким, заставленным машинами городским дворам, — поясняет Геннадий Мякишев. — Высокая посадка дает хорошую обзорность и возможность штурмовать высокие бордюры, подбираясь максимально близко к очагу возгорания».

Сиденья боевого расчета предназначены для транспортировки пожарных в полной боевой экипировке. Поэтому вместо спинок у них держатели для баллонов дыхательного аппарата. Складная конструкция упрощает бойцам выход из кабины. Для посадки и высадки боевого расчета кабина оборудована подножками с пневмоприводом.

Важная особенность новинки — система сенсорного управления пожарным насосом и задвижками водопенных коммуникаций. На автомобиле дополнительно установлен автономный дозирующий пенный насос Cameleon, позволяющий одновременно подавать из одной напорной линии воду, а из другой — водопенный раствор пенообразователя с концентрацией от 1 до 6%. Эта система автоматически дозирует пенообразователь в водопенном растворе в зависимости от расхода воды и типа горящего вещества.

Вода охлаждает большинство горючих веществ вплоть до температуры, недостаточной для поддержания горения. Слабый пенный раствор эффективен для тушения некоторых материалов, например дерева, потому что стекает медленнее, чем вода. Пышная пена, полученная с помощью пеногенератора, незаменима при тушении горючих жидкостей: она легче любой из них, поэтому остается на поверхности, препятствуя доступу кислорода, необходимого для горения. Наконец, пеной можно полностью заполнить небольшое помещение, вытеснив из него кислород. Система Cameleon помогает расходовать пену более эффективно: ведь запасы воды легко пополнить из гидранта или водоема, а пенообразователь можно лишь привезти с собой.

Драгоценные секунды помогает сэкономить пульт управления пожарным насосом, полностью продублированный в кабине водителя и насосном отсеке. На автоцистернах старого образца по прибытии на пожар бойцы должны были сначала бежать к насосу, чтобы заполнить его водой (насос содержится сухим во избежание замерзания), после чего возвращаться в кабину — включить коробку отбора мощности (насос работает от двигателя автомобиля), потом собрать рукавную линию, а затем отдавать команды водителю, чтобы тот управлял оборотами двигателя. Теперь все функции управления доступны как изнутри, так и снаружи автомобиля.

Пожарный насос на ПСА-П двухступенчатый, с электронным управлением. Единый сенсорный дисплей позволяет управлять всеми функциями: оборотами двигателя, подачей воды и пенообразователя в каждый из патрубков, забором воды из гидранта или открытого водоема. В случае неисправности система самодиагностики, как в современном автомобиле, выдаст код ошибки. Ступень низкого давления подает воду и пенообразователь на два выходных патрубка для подключения рукавных линий. Для подачи воды от ступени высокого давления ПСА оборудован одной высоконапорной катушкой длиной 90 м. Катушка имеет специальный ствол с пенным насадком. Расход воды у этого ствола небольшой, зато дальность действия благодаря высокому давлению внушительная. Сразу по прибытии на место пожара один боец может начать подавать воду в очаг возгорания, пока другие собирают рукавную линию.

Компоновка автомобиля позволяет вывозить большое количество спасательного оборудования. Наиболее заметное приобретение в этом списке — пожарный робот с дистанционным управлением, который выходит на передовую, когда рядом с очагом возгорания могут находиться взрывоопасные вещества.

30 ноября 2012 года ПСА-П успешно прошел приемо-сдаточные испытания и был допущен к серийному производству. Вероятно, в ближайшем будущем такие машины спасут для людей еще больше самых драгоценных в жизни секунд.

Статья «Работа с огоньком» опубликована в журнале «Популярная механика» (№2, Февраль 2013).