Норвежско-японские традиции гостеприимства поначалу показались своеобразными. В приглашении на совместное мероприятие правительства Осло и компании Nissan не без гордости сообщалось: «Мы специально остановимся в ста километрах от центра столицы и отправимся в путь в ранний утренний час, чтобы гости могли в полной мере насладиться пробками в час пик».

Пути к отступлению. Концептуальная система автоматического рулевого управления в экстренной ситуации поможет владельцам Nissan избежать столкновений в ситуациях, когда тормоза уже не в силах спасти положение.
Одна из актуальных задач — унификация. Одна из актуальных задач — унификация разъемов зарядных станций. К примеру, сейчас Nissan Leaf и Chevrolet Volt не могут заряжаться от одной колонки.

На самом деле для гостей норвежского тест-драйва электромобиля Nissan Leaf были приготовлены особые привилегии, как если бы, например, им предложили прокатиться по вечерней Москве на черном седане с мигалками. В Осло полностью электрические авто могут объезжать пробки по полосам для общественного транспорта и бесплатно пользоваться платными дорогами.

При крайне сложной (и намеренно созданной) ситуации с парковкой в столице для электромобилей всегда готовы свободные места на специальных стоянках, опять же бесплатных. Причем стоянки эти — не маргинальные «загончики» с парой розеток, а большие стоянки на несколько десятков машиномест, каждое из которых оснащено зарядной станцией. Наконец, даже электричество на таких стоянках бесплатное. Автомобилям с ДВС въезд в эти райские уголки запрещен.

Вот и получается, что в Осло владельцы электромобилей не стоят в пробках, не нарезают круги в поисках парковочных мест и даже не платят за корм для своего железного коня. Трудно представить себе место, более подходящее для тест-драйва электромобиля Nissan Leaf.

Презумпция полноценности

Да, чтобы раскрыть весь потенциал электромобиля, необходим такой город, как Осло. Здесь обретает смысл постоянное подключение к интернету, благодаря которому навигатор показывает и пробки, и свободные места на парковках, и зарядные станции. Здесь не приходится беспокоиться об ограниченном пробеге и нехватке «розеток», а окружающие смотрят на электрическую машину с восхищением или равнодушием, но никак не со снисхождением.

Да и Nissan Leaf оказался нужен городу едва ли не больше, чем город ему.

«Мы загорелись идеей превратить Осло в электромобильную столицу мира очень давно, лет десять назад, — рассказывает Руне Хааланд, президент Норвежского общества электрических автомобилей, — и столкнулись с непреодолимой проблемой: электромобилей просто не было». В 2007 году норвежцы даже начали производить собственную машину под названием Buddy.

Назвать Buddy автомобилем можно только с большой натяжкой.

Созданная на базе конструкции 1970-х годов машинка с 18-сильным моторчиком и свинцовыми батареями могла проехать на одной зарядке от 20 до 80 км (в зависимости от маршрута и погоды). 2,44-метровый «приятель» (так переводится Buddy) не являлся автомобилем даже формально: с точки зрения буквы закона он классифицировался как квадроцикл.

Несмотря на тесноту и максимальную скорость в 80 км/ч, Buddy и сейчас нередко встречается на улицах Осло. Ради экономии времени горожане с легкостью жертвуют комфортом и имиджем.

В случае с Nissan Leaf ни на какие жертвы идти не приходится. Это полноразмерный хетчбэк С-класса с просторным салоном и вместительным багажником. Внешность Leaf, как и любого другого автомобиля, можно назвать спорной, однако стремления дизайнеров вполне понятны и хорошо считываются.

С одной стороны, его облик не должен быть вызывающим, чтобы Leaf воспринимался как полноценный автомобиль, а не модная игрушка. Но все атрибуты современного технически продвинутого авто наличествуют: это и полностью светодиодная оптика, и «двухэтажная» электронная панель приборов, и даже опциональная солнечная батарея в заднем спойлере, компенсирующая расход энергии на работу сигнализации во время стоянки.

С другой стороны, обводы кузова (и даже форма фар) продиктованы прежде всего аэродинамикой, которая для Leaf куда важнее, чем для обычного авто. Ведь экономичность для него — это не дань моде, а жизненная необходимость. Паспортный пробег Leaf на одной зарядке — 175−200 км. Стоит включить кондиционер — и заветная цифра рядом с индикатором оставшегося заряда падает до 120. Едете с горки — запас хода растет, в гору — падает. В любом случае умный навигатор прокладывает маршрут через зарядные станции так, чтобы водитель гарантированно добрался до пункта назначения.

Кроме того, аэродинамика на электромобиле становится ключевым фактором комфорта. Ведь электродвигатель работает бесшумно, лишь изредка подвывая по‑троллейбусному на высоких оборотах. На скорости первую скрипку играет шелест шин с пониженным сопротивлением качению и шум ветра. В целом Leaf едет намного тише бензиновых собратьев, что создает в салоне атмосферу автомобиля более высокого класса.

Кстати, «троллейбусный» свист можно услышать снаружи автомобиля, когда он крадется на скоростях менее 30 км/ч. Этот звук издает вовсе не двигатель, а специальный динамик, призванный привлекать внимание пешеходов.

Природная легкость

Nissan Leaf как нельзя лучше демонстрирует, насколько обманчивыми могут быть паспортные данные. 109 л.с. и 11,9 с до «сотни» — эти показатели способны отпугнуть не слишком внимательного автомобилиста. Более опытный наверняка обратит внимание на крутящий момент в 280 Н•м (примерно как у бензинового V6) и захочет попробовать автомобиль в деле.

На ходу Leaf дарит водителю ощущение необычной легкости.

В городском потоке он вполне способен обставить куда более мощного бензинового соперника. Прежде всего, электромотор мгновенно реагирует на нажатие педали газа и разом отдает весь крутящий момент на любой скорости и при любых оборотах. Современным бензиновым двигателям экологические нормы запрещают жадно заглатывать топливо, и чем чище мотор, тем более плавно он наращивает мощность.

Если потребовалось резкое ускорение, то коробка бензинового авто возьмет паузу, чтобы сбросить пару передач и раскрутить мотор до высоких оборотов. В это время наш Leaf, у которого нет ни коробки, ни сцепления, бесшумно прыгнет на несколько метров вперед, мигом превратив своего рычащего визави в догоняющего.

По управляемости и плавности хода Leaf также напоминает автомобиль более высокого класса. Да, спереди у него обычные стойки макферсон, а сзади и вовсе старомодная скручивающаяся балка, однако центр тяжести у электромобиля настолько низок, что он практически не кренится в поворотах и строго следует траектории. Самый тяжелый элемент конструкции Leaf, 300-килограммовая литий-ионная батарея, располагается под полом салона. Силовая установка представляет собой синхронный электродвигатель, редуктор и инвертор, объединенные в один компактный и легкий блок.

Низкий центр масс, соответствующая ему врожденная управляемость и отсутствие необходимости бороться с кренами средствами подвески позволили инженерам сделать настройки пружин и амортизаторов максимально комфортными. К тому же тяжелая батарея все же делает Leaf несколько более тяжелым и, соответственно, более инертным, чем одноклассники. Поэтому и с точки зрения плавности хода электромобиль так и норовит перепрыгнуть в старший класс.

В целом Nissan Leaf — полноценный автомобиль С-класса, вполне способный побороться с конкурентами за место под солнцем даже без каких-либо поощрений со стороны властей. Как выяснилось, электрическая силовая установка дает ему преимущества не только и не столько в плане экономичности и экологической «стерильности», но и с точки зрения динамики и комфорта.

Ускоряя время

Конечно, слушая воодушевленные выступления норвежских чиновников, москвичи не могли сдержать скептической улыбки. Население Осло — всего 630 000 человек. Это самая молодая столица мира, средний возраст ее жителя — 29 лет. Даже чиновники здесь выглядят несколько несерьезно: Руне Хааланд, к примеру, носит желтый галстук в форме молнии (я, дескать, человек электрической эпохи), а вице-мэр по транспорту Ола Элвестуэн предпочитает длинные волосы и чем-то напоминает певца Дэвида Боуи.

Поощрения для владельцев электромобилей — это интересная политико-экономическая игра. Право проезда по автобусной полосе скоро отменят: уже сейчас электромобилей в Осло становится так много, что они начинают мешать общественному транспорту. Следом падет и бесплатный проезд по платным дорогам: ведь когда все пересядут на электрические авто, с кого-то все равно придется собирать деньги на обслуживание скоростных магистралей.

Тем не менее дело уже будет сделано: люди распробуют электромобили и не захотят возвращаться назад.

К 2030 году власти Осло планируют добиться снижения вредных выбросов на 50%, а в 2050-м все самодвижущиеся транспортные средства в столице будут электрическими.

Навряд ли опыт норвежцев можно применить в задыхающейся от пробок многомиллионной Москве. У нас проблемы иного масштаба, требующие совершенно иных методов решения. И все же норвежская столица продемонстрировала поистине захватывающий пример того, как с помощью умелого управления можно приблизить наступление будущего.

Сладкий обман

Nissan Leaf, разъезжающий по Осло, — вполне состоявшийся резидент настоящего. А вот на испытательном полигоне компании Nissan в Оппаме можно повстречать Leaf из будущего.

Здесь испытывается новейшая система управления без механической связи руля с колесами, которую компания планирует поставить на серийные автомобили Nissan и Infinity уже в следующем году. Место обычного рулевого вала и рулевой рейки займут датчик угла поворота руля, три блока управляющей электроники, дублирующие друг друга, и электроприводы поворота колес. Специальный электродвигатель будет отвечать за обратную связь, создавая адекватное усилие на руле.

Электроника возьмет на себя значительную часть забот по управлению машиной. Если боковой ветер «сдувает» автомобиль с траектории, боковой уклон дороги заставляет машину соскальзывать с полосы, выбоины или глубокая колея требуют «подруливания» — компьютер сделает все сам, в то время как водителю останется лишь наслаждаться феноменальной устойчивостью авто в любых условиях.

Электроника сможет сделать рулевое управление более чувствительным и острым, компенсируя запаздывания, вызванные упругостью шин. Отслеживая дорожную разметку, машина поможет водителю двигаться ровно посередине полосы. Как это ни парадоксально, система призвана создать субъективное ощущение более отточенной, интуитивно понятной, прозрачной управляемости, что не может не сказаться на удовольствии от вождения.

На первое время рулевой вал в серийных автомобилях оставят, снабдив его электрическим сцеплением. Оно будет мгновенно смыкаться в случае неполадок в электрической схеме или разногласий между тремя страхующими друг друга контроллерами.

Статья «Мигалка по-норвежски» опубликована в журнале «Популярная механика» (№1, Январь 2013).