Создателям Smart есть чем гордиться: одно из самых коротких и легких транспортных средств на четырех колесах представляет собой компоновочный уникум, кладезь нестандартных инженерных решений — и в то же время настоящий легковой автомобиль. Начало официальных продаж Smart в России дало нам долгожданную возможность на собственной шкуре проверить, насколько хорошо оригинальные инженерные задумки приживаются в повседневной жизни.

Чудеса компановки
Кузов
Двигатель
Коробка передач

Кузов

На бумаге

Очевидно, что главный вопрос для одного из самых маленьких и самых легких транспортных средств на четырех колесах — это безопасность. Именно с этой сферой связана большая часть инженерных инноваций Smart. Салон и агрегаты автомобиля заключены в пространственную конструкцию под названием Tridion. Smart — один из самых высоких автомобилей на рынке, если считать в соотношении с шириной, и чтобы обеспечить ему достойную управляемость, необходимо сделать кузов очень жестким. Поэтому в местах, наиболее подверженных скручивающим нагрузкам, «клетка» усилена элементами из высокопрочной стали.

У Smart практически полностью отсутствуют капот и передний свес, поэтому все пространство от переднего бампера до салона занимают сминаемые элементы, рассеивающие энергию столкновения. Двигатель же переехал «под багажник». В качестве сминаемых элементов на Smart используются даже колеса. Особое внимание уделено прочности подвески, чтобы отрыв колеса не лишил конструкцию важного звена. От боковых столкновений водителя и пассажира защищает высокая посадка — при встрече с легковым авто удар придется ниже сиденья. Все эти решения, а также джентльменский набор из подушек безопасности и ремней с пиротехническими преднатяжителями позволили машине показать достойный результат на краш-тестах по методике EuroNCAP.

На дороге

По высоте посадки Smart больше напоминает кроссовер, чем автомобиль компактного класса. Обзор «свысока» позволяет в полной мере пользоваться габаритными преимуществами в плотном городском потоке: проскальзывать в самые узкие просветы и парковаться в самых неожиданных местах. Картинговое соотношение длины и ширины дает автомобилю непривычную юркость, маневренность и остроту управления. На скорости такая геометрия вкупе с малым весом оборачивается недостаточной стабильностью: ехать на Smart быстрее 100 км/ч уже страшновато. Однако запас для борьбы со страхом у «умника» есть — водителя всегда страхуют ABS, ESP и система повышения давления в тормозных механизмах при экстренном торможении.

Двигатель

На бумаге

Компактный литровый моторчик Smart развивает мощность 71 л.с., а в варианте с турбонаддувом — 84 л.с. Для 750-килограммового автомобиля это действительно ощутимая разница. В угоду экологическим требованиям двигатель оснащен отключаемой системой Start/Stop. На одной заправке 71-сильный Smart способен преодолеть до 785 км, а турбированный — до 673 км.

На дороге

Практически мотоциклетный мотор с турбонаддувом кого угодно спровоцирует на агрессивную езду. И дело вовсе не в выдающейся динамике Smart (10,7 секунды до 100 км/ч), а в потрясающем завывании турбины, доносящемся откуда-то из-за спины. Этот звук отчетливо выдает себя лишь на высоких оборотах, и чтобы услышать его, хочется загонять мотор в красную зону снова и снова. Систему Start/Stop, к сожалению, лучше сразу отключить: на запуск двигателя после остановки Smart тратит слишком много времени.

Коробка передач

На бумаге

Компактная коробка передач Smart представляет собой весьма оригинальное техническое решение. Фактически это две коробки, двух- и трехступенчатая, соединенные последовательно, которые в сумме дают пять ступеней и заднюю скорость. Робот сначала перебирает первые три ступени, а затем изменяет соотношение главной пары и вновь повторяет переключения, включая четвертую и пятую скорости. Сцеплением также управляет автоматический актуатор, поэтому педаль сцепления отсутствует. Smart предлагает водителю самостоятельно переключать передачи с помощью рычага или (в более дорогих версиях) подрулевых «лепестков». А нажав кнопку на рычаге, можно подключить алгоритм автоматического управления коробкой.

На дороге

К сожалению, трансмиссия — это самый слабый компонент Smart. Чтобы тронуться с места, нужно подождать, пока опомнится автоматическое сцепление. Переключения передач происходят настолько неспешно, что автомобиль успевает ощутимо снизить скорость. Особенно мучительно коробка переходит с первой скорости на вторую. Это еще один веский аргумент в пользу того, что на Smart нужно передвигаться поактивнее: перед переключением на следующую передачу неплохо бы хорошенько разогнаться. При этом ручной режим и особенно подрулевые переключатели оказываются как нельзя кстати.

Резюме

Несмотря на скромные внешние габариты, в салоне Smart водитель и пассажир чувствуют себя как в полноразмерном авто. Трудно поверить, что автомобиль кончается прямо за спиной. Скромные размеры дают незначительное преимущество в плотном городском потоке, зато парковочное место для Smart найдется всегда. Задумчивость коробки передач так и тянет компенсировать агрессивной манерой вождения: чтобы коробка откликалась, нужно давать ей недвусмысленные команды газом. Благо задорный звук турбомотора, подрулевые переключатели, острый руль, да и яркая внешность способствуют получению удовольствия от динамичной езды.

Статья «Полмашины для двоих» опубликована в журнале «Популярная механика» (№12, Декабрь 2012).