Sartre: автомобильный автопилот

Ездовая презентация проекта SARTRE, состоявшаяся на полигоне компании Volvo близ Гетеборга, оказалась для меня куда менее захватывающей, чем я ожидал. И я с радостью сообщил об этом принимающей стороне – ведь для инженеров Volvo не найти лучшего комплимента.
Sartre: автомобильный автопилот

Мое олимпийское спокойствие в весьма щекотливой ситуации — целиком и полностью их заслуга. А ситуация и впрямь кому угодно пощекотала бы нервы. Впервые в жизни я сидел на водительском кресле авто, движущегося со скоростью 90 км/ч, полностью убрав ноги с педалей, отпустив руль и отвернувшись от лобового стекла. Я попивал кофе и пролистывал свежую прессу, пока автомобиль вел себя сам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Благозвучная аббревиатура SARTRE (SAfe Road TRains for the Environment) означает безопасные и экологически дружелюбные дорожные поезда. Помимо Volvo в проекте участвуют такие компании, как Ricardo (Великобритания), IDIADA и Tecnalia (Испания), Рейнско-Вестфальский технический университет Ахена (Германия), Технический исследовательский институт Швеции и другие автомобильные гранды. Чтобы представить публике полностью работающую систему, блестяще проявившую себя не только на полигонных тестах, но и во время более чем 100-километрового автопробега по дорогам общего пользования в Испании, партнерам пришлось потратить более трех лет на разработку концепции дорожных поездов, алгоритмов взаимодействия автономных транспортных средств, написание и тестирование программного обеспечения. Однако в том, что касается железа, SARTRE — целиком и полностью технология сегодняшнего дня. Для связи между «локомотивом» и «вагонами» используется обычный Wi-Fi, а сами автомобили контролируют дорожную обстановку с помощью датчиков системы City Safety, которой оснащаются все современные Volvo.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Из двух миров

По меткому замечанию Эрика Коэлинга, технического гуру Volvo, SARTRE объединяет в себе лучшие качества двух миров — автомобильного и общественного транспорта. Ни с чем не сравнимые комфорт, мобильность и безопасность личного авто сочетаются с возможностью довериться профессиональному водителю и передать ему управление на скоростных магистралях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Водитель управляет грузовиком во главе колонны. Информация обо всех его действиях — о каждом повороте руля и нажатии на педаль — мгновенно передается легковым автомобилям, следующим друг за другом на дистанции 4−6 м. Время прохождения сигнала столь мало, что им можно пренебречь. Передающийся сигнал Wi-Fi более мощный, чем тот, что мы используем дома, однако его мощность не является критическим фактором: автомобили могут принимать сигнал как напрямую от грузовика, так и от соседей по потоку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Система Volvo City Safety включает видеокамеру (она следит за дорожной разметкой, габаритными огнями соседей по потоку и пешеходами), радар дальнего действия (используется для работы адаптивного круиз-контроля с автоматическим поддержанием заданной дистанции) и прецизионный лазерный сканер ближнего действия (отвечает за автоматическое торможение до полной остановки в пробках и на низких скоростях). Зная точную дистанцию до впередиидущего транспортного средства, автомобиль может рассчитать временную задержку, с которой нужно повторять все управляющие действия водителя-лидера. «Грузовик как будто разбрасывает за собой конфетки, которые подбирают легковые машины», — шутит господин Коэлинг.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На практике процесс выглядит следующим образом. Приблизившись к каравану на расстояние прямой видимости, водитель получает возможность присоединиться к колонне, нажав соответствующую кнопку на экране навигационной системы. Получив подтверждение от лидера каравана, он пристраивается в хвост колонны. Активируется радарный круиз-контроль, и автомобиль сам подходит к колонне на заданную дистанцию (4−6м). Почувствовав, что рулевое колесо поворачивается самостоятельно, можно смело передать управление машине.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поезда против пробок

Возможность переложить бремя управления машиной на чужие плечи — не единственный плюс SARTRE. В списке преимуществ системы ее создатели упоминают безопасность, экономичность, бережное отношение к окружающей среде и даже весомый вклад в борьбу с пробками. Ведущим грузовиком управляет профессиональный водитель. Он хорошо обучен, внимателен и трезв как стеклышко. Перед каждой поездкой он вставляет в картридер электронные права и проходит проверку на алкотестере, иначе двигатель грузовика не заведется. Закон, по крайней мере в Швеции, запрещает ему управлять машиной более четырех часов подряд. Так что приходится признать, что этот человек ведет автомобиль и следит за дорожной ситуацией куда лучше, чем любой из нас.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На опасность, замеченную водителем, все автомобили в караване реагируют одновременно. На полигоне нам продемонстрировали экстренное торможение со скорости 90 км/ч до полной остановки при четырехметровой дистанции между авто. Со стороны это выглядело так, как будто машины движутся на жесткой сцепке: на протяжении всего замедления дистанция между ними оставалась неизменной.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Каждый из ведомых автомобилей способен самостоятельно инициировать экстренное торможение и остановить все машины, следующие за ним. Это необходимо в маловероятном случае возникновения препятствия между участниками каравана, будь то выбежавшее на дорогу животное или не в меру активно перестраивающийся мотоциклист. Препятствие обнаруживается с помощью камеры или лазерного дальномера, которые входят в систему City Safety. После того как опасность миновала, дистанция между машинами автоматически увеличивается, и караван плавно расформировывается. Разумеется, водители ведомых автомобилей заранее получают предупреждение о необходимости взять управление на себя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тормозная динамика грузовика уступает динамике легковушек, поэтому ведомые автомобили с легкостью повторяют маневры лидера. Безопасность — это одна из причин, по которым во главе каравана находится именно грузовик. Другая причина — экология и экономия топлива. Ведомые автомобили движутся в воздушном мешке большого лидера. Он берет на себя значительную часть сопротивления воздуха, на преодоление которого при движении по шоссе расходуется до 90% топлива.

Кроме того, большую часть времени автомобили в караване движутся в режиме круиз-контроля. Автомат способен поддерживать скорость более плавно, чем человек, избегая лишних разгонов и торможений. В результате общая экономия топлива достигает 10−20%.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наконец, двигаясь на предельно малой дистанции, автомобили занимают меньше места на дороге. При большом количестве автопоездов это может уменьшить вероятность возникновения пробок.

Вопросы без ответов

Несмотря на то что автопоезд SARTRE блестяще проявил себя на полигоне и на дорожных тестах в Испании, пока система вызывает довольно много вопросов. Может ли караван перестраиваться, и если да, то в каком порядке: последовательно с «носа» до «хвоста», с «хвоста» до «носа» или все автомобили одновременно? Устанавливать ли голосовую связь с лидером и как сделать так, чтобы водители ведомых автомобилей не отвлекали его, но могли чувствовать присутствие профессионала и были спокойны? Разрешать ли водителю спать «на автопилоте», и как быстро разбудить его при необходимости? Как поведет себя техника в условиях непогоды и сильных радиопомех? Наконец, кто понесет ответственность за ДТП с участием ведомого транспортного средства?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Алгоритмы управления ведомыми автомобилями также содержат потенциал для доработки. Пока что легковушки лишь повторяют все управляющие действия водителя грузовика. В идеале, зная траекторию движения лидера и имея достаточно времени и вычислительной мощности для перерасчета линии движения, ведомые машины могли бы выполнять маневры более качественно. К примеру, пройти поворот можно в одно движение руля, как по рельсам, вместо того чтобы повторять все «подруливания» водителя-лидера.

Школа роботов
widget-interest

Существует классификация автомобилей по степени автоматизации. Первый тип – это автомобиль, полностью управляемый водителем, к каким привыкли наши отцы и деды. Автомобили второго типа берут на себя некоторые функции водителя, но не освобождают его от управления ни на секунду. Типичный пример авто второго типа – машина с адаптивным круиз-контролем, которая берет на себя управление скоростью движения и позволяет убрать ноги с педалей. 
SARTRE – это пример системы третьего типа, которая полностью берет на себя управление транспортным средством на определенные ограниченные периоды времени. Такие функции кажутся удивительными для мира автомобилей, однако автопилот в самолете давно считается обычным делом. Машина четвертого типа полностью возьмет управление движением на себя, как будущий беспилотный автомобиль Google.

Оптимизированные траектории могли бы дать дополнительную экономию топлива и повышенный комфорт для пассажиров. Правда, и ныне существующая версия системы дает достаточный комфорт и чувство уверенности, чтобы можно было легко расслабиться и довериться автоматическому управлению.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Важнейшее направление для дальнейших разработок — пользовательский интерфейс и инфраструктура SARTRE, которая должна напоминать общественный транспорт. В идеале все выглядит следующим образом. Указав предполагаемый маршрут движения на сайте, водитель получает расписание автопоездов, которые могут быть ему полезны. Там же можно приобрести билет — ведь работа лидера должна быть оплачена — и забронировать место в караване.

Выехав на дорогу, водитель видит ближайшие автопоезда на навигационной системе, которая помогает добраться до нужного каравана. При присоединении к колонне и выходе из нее плата списывается автоматически. Оплачивается только фактическое расстояние, которое водитель преодолел в составе каравана.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конечно, движение на кратчайшей дистанции вслед за грузовиком может ухудшить обзорность, пусть даже любоваться окрестностями на «автопилоте» можно исключительно в эстетических целях. Чтобы решить проблему, разработчики планируют транслировать изображение с видеокамеры, расположенной на лобовом стекле грузовика, на экраны всех ведомых автомобилей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Опережая закон

На полигонном тесте SARTRE проявил себя настолько надежно, что я с легкостью доверился бы системе на дороге уже сегодня. Однако, к сожалению, даже примерно очертить временные перспективы появления SARTRE в продаже на сегодняшний день невозможно. Причина тому — абсолютная неготовность европейской правовой системы к появлению автоматического автомобильного транспорта.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дорожное движение в европейских странах регулируется Венской конвенцией, принятой в 1968 году, когда беспилотный автомобиль можно было встретить разве что в фантастическом рассказе. Конвенция задает минимальную временную дистанцию движения, равную одной секунде, что на скорости 90 км/ч соответствует 25 м. Документ требует, чтобы водитель постоянно контролировал дорожную ситуацию. По словам Андерса Югенссона, ответственного за юридическую сторону проекта SARTRE, разные страны трактуют это требование по-своему. Либеральные Швеция и Испания подразумевают, что водитель должен быть готов в любой момент принять управление, а консервативные Германия и Россия убеждены, что человек обязан постоянно смотреть на дорогу и держаться за руль.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так или иначе, согласно исследованиям, около половины водителей хотели бы приобрести машину с автопилотом. «Когда-то автомобиль считался символом свободы, — говорит президент Volvo Car Corporation Стефан Джейкоби, — теперь же свобода — это возможность всегда быть на связи. И по иронии судьбы сегодня именно автомобиль остается одним из немногих мест, в котором онлайн-свобода ограничена. Мы близки к тому, чтобы это исправить».