Водители-дальнобойщики, имеющие ожирение, попадают в аварию чаще своих коллег нормального веса.
Аварийное ожирение: Весомые цифры

В некоторых странах активно обсуждается введение дополнительного обязательного медицинского освидетельствования для профессиональных шоферов — на предмет целого ряда расстройств, приводящих к снижению безопасности вождения. Если результаты недавнего исследования будут подтверждены, возможно, в число этих требований войдет контроль за весом.

Длительное напряжение, малоподвижность, стресс — все эти обстоятельства не лучшим образом сказываются на здоровье водителей, проводящих за рулем много часов ежедневно. Дальнобойщики часто недосыпают, много курят, нездорово питаются, так что избыточный вес и нарушения сна можно отнести к их профессиональным заболеваниям. А такие расстройства снижают безопасность движения. По данным американской Федеральной администрации по контролю за безопасностью дорожного движения (FMCSA), профессиональные водители участвуют в авариях, ежегодно уносящих жизни 4 тыс. человек, причем не менее 13% этих случаев происходит из-за плохой физической и психической формы шоферов.

Этим вопросом уже более десяти лет занимается бывший дальнобойщик, а ныне исследователь Стивен Баркс (Stephen Burks), который при участии транспортной компании Schneider National идентифицировал ключевые факторы, влияющие на состояние водителя и безопасность вождения. Вместе со своей командой Баркс исследовал когнитивные способности профессиональных шоферов, их стрессоустойчивость и другие психические и физиологические параметры.

А пару лет назад в работу были включены и такие легкодоступные данные, как рост и вес водителей. Для каждого из 744 водителей, прошедших обучение в Schneider National и начавших работу в 2005—2006 гг., ученые подсчитали индекс массы тела (ИМТ более 25 говорит об избыточном весе, а более 30 — об ожирении). И затем в течение двух лет отслеживали число аварий, в которые попадали эти водители. «И сразу эти данные нас поразили, — говорит один из авторов работы, — было просто очевидно, что водители с большим ИМТ попадают в аварии чаще».

В самом деле, за первые два года работы водители, чей ИМТ был более 35, оказывались в аварийной ситуации на 43−55% чаще остальных. При этом шоферы с избыточным весом, но еще без ожирения, такого риска не демонстрировали. Эти цифры не изменились даже после того, как ученые учли возраст водителей, число, протяженность и длительность поездок и другие факторы, которые могут влиять на аварийность.

По мнению авторов, повышенный риск аварийности, связанный с ожирением, может объясняться почти обязательным для таких людей апноэ во время сна, нарушением нормальной вентиляции легких: в результате человек неспособен нормально выспаться ночью и днем отличается сонливостью. Впрочем, не исключается влияние и других факторов, например, ограниченной подвижности и замедленных реакций.

По публикации ScienceNOW