Жители Дрездена с удивлением смотрели на мужчин в джинсах и пестрых рубашках, рассаживающихся по черным бронированным седанам. Нет, это был не съезд русской мафии — немецкие автомобилестроители решили продемонстрировать новое поколение своих машин Audi A8 L Security.

Легкий скелет Гордость разработчиков — облегченный алюминиевый кузов A8 L, выполненный по фирменной технологии ASF (Audi Space Frame). Он же лежит в основе и защищенной версии A8 L Security — разумеется, с установленными на него элементами усиления и бронирования. В результате защищенный вариант Audi является самой легкой машиной в своем классе и внешне почти неотличим от обычной версии
Постоянный полный Audi A8 L Security — единственный автомобиль в своем классе, оснащенный постоянным полным приводом quattro с распределением тяговых усилий при нормальном движении как 60/40 (задняя/передняя ось). Сам привод практически стандартный, но некоторые элементы ходовой части пришлось создавать специально для машины такой большой массы — в первую очередь новую пневмоподвеску и тормозную систему с увеличенными тормозными дисками (на иллюстрации эти элементы выделены цветом)
Прикрыть спину Со стороны багажника спину пассажиров прикрывают толстые панели из керамики с защитой по классу VR10 (выдерживают пулю из снайперской винтовки Драгунова). За ними расположен защищенный отсек с резервной батареей, коммуникационным модулем и запасом воздуха в баллонах на случай пожара или газовой атаки
Вид из окна В Audi A8 L Security применяются пулестойкие многослойные оконные панели из специального стекла и поликарбоната толщиной 50 мм. Общая масса остекления автомобиля — около 300 кг. Боковое стекло в двери весит около 40 кг, так что для его опускания и подъема требуется мощный стеклоподъемник
На том стоим Для защиты от взрывных устройств, расположенных под днищем автомобиля, используется противовзрывная и противоосколочная броня из специального алюминиевого сплава. Помимо прочего, эта броня немагнитная, что делает невозможным прикрепление магнитных мин к днищу автомобиля
Круглое катить Внутри шин с системой Michelin PAX расположен полужесткий элемент, позволяющий продолжать контролируемое движение даже при полной потере давления в шинах на скоростях до 80 км/ч. Специальная система контролирует давление в шинах и информирует водителя о его изменении
Почти как сейф Дверь с элементами усиления, стальной броней и арамидным противоосколочным слоем снабжена бронированным стеклом и весит более 100 кг. Для облегчения ее открывания предусмотрен специальный механизм подпора и доводки, он же позволяет удерживать дверь в любом открытом положении
Звоните 01 В багажнике расположена система пожаротушения, распыляющая в случае возгорания огнегасящий состав на бензобак, в моторный отсек, колесные арки и под днище. Система срабатывает либо полностью автоматически по сигналу датчиков температуры, либо вручную при нажатии на кнопку включения в салоне
353 винтика Усиление алюминиевой рамы стальной броней — достаточно сложная задача. Элементы должны быть прочно соединены, но электрически изолированы, чтобы не создавать гальваническую пару, подверженную коррозии. В A8 L Security для этого используются 353 резьбовых соединения, причем качество каждого тщательно контролируется

Машина плавно выворачивает на прямую, в конце которой стоит мигающий «аварийкой» автомобиль. Наш водитель недовольно сигналит — мол, нашел где встать! — а владелец сломанной машины, вынырнув из-под открытого капота, виновато улыбается и разводит руками. После того как наш автомобиль плавно тормозит и останавливается, события развиваются очень быстро: у владельца стоящей машины вместо гаечного ключа в руках оказывается пистолет, но, прежде чем он нажимает на курок, водитель командует: «Головы вниз!», делает короткое движение рукой, переключая селектор КПП на задний ход, и вдавливает педаль акселератора до отказа. Когда менее чем через две секунды водитель поворачивает руль и, не отпуская акселератор, одновременно переводит селектор в положение «D», опомнившиеся от эффектного «полицейского разворота» пассажиры осознают, что угроза осталась далеко позади. На самом деле опасность, конечно, была лишь потенциальная, но наш водитель Роб Кунст, эксперт по вождению бронированных машин и инструктор школы Audi Driving Experience, действовал точно так же, как и в случае реальной угрозы, чтобы показать все возможности нового бронированного удлиненного седана Audi A8 L Security — явные и не очень.

Волк в овечьей шкуре

В основе машины лежит серийный алюминиевый кузов A8 L, собранный с использованием технологии Audi Space Frame (ASF) на заводе компании в Неккарзульме. Такая унификация стала реальной благодаря тому, что разработчики семейства A8 изначально учитывали возможность создания бронированной версии. Серийный алюминиевый кузов отправляется в специальный цех на модификацию, которая занимает около 450 рабочих часов. За это время он, как скелет мышцами, обрастает броней — алюминиевой, стальной, керамической и арамидной. Листы брони скрепляются внахлест, так что никаких слабых мест в бронировании не остается.

Разные части автомобиля защищены по‑разному, поскольку каждый тип брони предназначен для защиты от определенных угроз. «Листы броневой стали с керамическими и арамидными элементами, прикрывающие салон с боков и сверху, хорошо защищают от пуль и осколков взрывных устройств, — объясняет «Популярной механике» технический руководитель проекта бронированных автомобилей Audi Ханс Шаде. — Алюминиевые пороги снабжены усиленными стальными профилями, а днище и крыша — вязкой алюминиевой броней. Основная задача этих элементов — защита от ударной волны и осколков, поскольку, скажем, риск выстрела снизу существенно меньше, чем атака с помощью размещенного под днищем взрывного устройства. А вот для багажника ситуация обратная — выстрел из мощной винтовки вслед машине намного более вероятен, чем бросок гранаты. Поэтому сзади салон защищен закрепленными в алюминиевом каркасе керамическими пластинами, рассчитанными на противостояние высокоскоростным пулям с твердосплавным сердечником, например из СВД».

В результате модификации автомобиль, оснащенный 720-киллограммовой броней, выдерживает обстрел из современного автоматического оружия и по пулестойкости удовлетворяет требованиям стандарта BRV 2009, Bullet Resistant Vehicles, по классу VR7 (некоторые элементы, защищенные стальной и керамической броней, — VR8, VR9 и VR10), а по взрывостойкости — требованиям стандарта ERV 2010, Explosion Resistant Vehicles (выдерживает взрывы ручных гранат). Более того, как рассказал Ханс Шаде, автомобиль также испытывался на взрывостойкость в значительно более жестких, чем предписано стандартом, условиях — со значительным (в несколько килограммов) количеством взрывчатки, которую размещали в двух метрах от борта. Результаты были признаны вполне удовлетворительными: датчики ускорений показали, что манекены, находившиеся внутри машины во время испытаний, не подвергались серьезной опасности, не было зафиксировано и критического повышения давления, опасного для пассажиров.

Интересно, что при всем этом выглядит бронированная Audi A8 L Security почти как обычная A8 L, и выдает ее разве что чуть более широкая рамка стекол и кованные легкосплавные колеса, оснащенные системой Michelin PAX. Никаких дополнительных шильдиков — ведь машина не должна привлекать внимания, а незаметность, как считают разработчики Audi, — это еще один рубеж защиты, пусть и небольшой.

Грузовик и лимузин

Благодаря тяжелому бронированию снаряженная масса Audi A8 L Security достигает 3700 кг, а это ведет к определенным последствиям. Например, водитель этой машины должен иметь права категории «C», поскольку с точки зрения закона она фактически представляет собой грузовик (по словам Роба Кунста, в некоторых европейских странах для бронированных машин массой свыше 3,5 т сделаны исключения, и их относят к «легковой» категории). А вот с точки зрения управления она мало отличается от обычной легковой машины, поскольку подвеска специально адаптирована под увеличенную массу, а самое главное — значительно усилены тормоза. Но, в отличие от спортивных машин, тормозные диски у A8 L Security не керамические, а стальные. Это решение может показаться консервативным и даже отсталым, но на самом деле продиктовано требованиями безопасности — тормоза даже после нескольких попаданий пуль и осколков должны хотя бы частично сохранять работоспособность.

Несмотря на мощную броню, основным способом защиты пассажиров A8 L Security является быстрый уход с места нападения (в конце концов, это сугубо гражданская невооруженная машина). Для этого автомобиль оснащается фирменным 500-сильным двигателем W12 с моментом в 625 Нм, который с помощью 8-ступенчатой коробки передач со специально подобранными для тяжелого автомобиля передаточными соотношениями подается на все четыре колеса. Да, разработчиками Audi есть чем гордиться — помимо того что это самый легкий автомобиль в своем классе, это еще и единственный бронированный длинный седан с полным приводом. А в критической ситуации, как говорит Роб Кунст, полный привод может оказаться вовсе не лишним: свернув с дороги, водитель получает еще один дополнительный шанс уйти с места нападения.

Почти как в сейфе

Хотя Audi A8 L Security — настоящий броневик с максимально возможным для гражданских машин уровнем защиты, создатели вовсе не стали жертвовать уровнем комфорта тех, кто будет ездить внутри — в первую очередь, конечно, на задних сиденьях. Салон обтянут кожей, задние пассажиры могут вытянуть ноги и даже положить их на специальную подставку, не говоря уже о том, что в качестве одной из опций салон может быть оснащен массажными креслами. Да, и самое важное — пассажиры могут самостоятельно открыть дверь! Звучит немного странно, но стоит учесть, что каждая дверь этого автомобиля тяжелее обычной почти на 100 кг. Закрывать, открывать и удерживать ее в любом заданном положении без лишних усилий пассажиру помогает специальный доводчик. Ну а тяжелые (по 40 кг каждое) боковые стекла опускаются и поднимаются с помощью электропривода. Впрочем, как считают эксперты по безопасности, стеклоподъемники на бронированных машинах — один из самых страшных кошмаров для телохранителей, вещь совершенно ненужная и даже вредная. Но тут уж ничего не поделаешь — даже самые охраняемые пассажиры любят открыть окно, чтобы «подышать свежим воздухом».

На самом деле такой необходимости нет, поскольку за керамическими бронированными дверцами в багажнике A8 L Security, в специальном защищенном модуле находятся баллоны с воздухом, способные даже в случае газовой атаки или пожара снаружи создать в салоне избыточное давление, чтобы не допустить проникновения внутрь дыма или ядовитых веществ. Пожар при этом можно легко погасить с помощью системы пожаротушения, распыляющей огнегасящий состав под пол, в колесные арки, моторный отсек и на поверхность топливного бака. Бак, кстати, протектирован, то есть покрыт специальной оболочкой (протектором), которая при простреливании пулями затягивается, предотвращая вытекание и потерю топлива (что часто приводит к возникновению пожара), а в качестве опции может быть бронирован (как и основной аккумулятор).

Толстые (50 мм) стекла не нужно опускать, чтобы поговорить со стоящими снаружи: автомобиль оснащен отлично справляющейся со своей задачей двухсторонней переговорной системой, динамик которой расположен на радиаторной решетке. Ну а в случае самой крайней ситуации предусмотрен и аварийный выход: при нажатии специальной кнопки пиропатроны в петлях отсоединяют двери от кузова, так что пассажиру остается только легонько подтолкнуть дверь, чтобы она выпала наружу.

Без ограничений

Как все современные автомобили, Audi A8 L Security плотно оснащен электроникой, облегчающей работу водителя и делающей машину достаточно простой в управлении: от системы тепловидения, помогающей вести автомобиль ночью (а также облегчающей труд телохранителей), до системы активной безопасности и курсовой устойчивости. Однако у защищенного автомобиля есть своя специфика. «Для телохранителей один из самых опасных моментов — это посадка и высадка охраняемых персон, — объясняет Роб Кунст. — В этот момент открыта как минимум одна дверь, и в обычных автомобилях система управления двигателем просто не позволит быстро разогнать машину с места — сработает предупреждающая система. Но разработчики Audi при создании A8 L Security тщательно учли мнения экспертов в области безопасности, так что здесь блокировка отключена, а за безопасность подобных маневров полную ответственность несет водитель, имеющий специальную подготовку (для обучения водителей таких автомобилей Audi проводит специальный курс). По этой же причине АКПП в этой машине не имеет блокировки, не позволяющей переключать селектор между режимами D и R без нажатия на тормоз. Да, конечно, есть риск повредить АКПП, ремонт которой будет совсем не дешев. Но ведь жизнь дороже, не так ли? Зато благодаря отсутствию таких ограничений A8 L Security способен беспрецедентно быстро выполнять некоторые маневры — например, тот самый полицейский разворот, который я вам демонстрировал. Ведь в спорте доли секунды могут означать разницу между победой и поражением, а в вопросах безопасности — границу между жизнью и смертью».

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№8, Август 2012).