На одной из выставок в середине 1990-х компания GE Chemicals предлагала случайным посетителям взять кувалду и разбить прозрачный ящик, на дне которого лежала пара тысяч долларов. Силач, одолевший «стеклянную» коробку, мог унести деньги с собой. К концу дня ящик выглядел изрядно потрепанным, однако заветные купюры так и остались внутри.
Бил, бил, не разбил

Прозрачная панорамная крыша наполняет салон солнечным светом и позволяет получить максимум удовольствия от окружающих красот. Однако у многих она вызывает естественные опасения: достаточно ли прочен «стеклянный верх», чтобы выдержать капризы погоды или случайно свалившийся на голову кирпич? Как огромное стекло поведет себя в случае аварии, деформации кузова, переворота автомобиля? Разобраться в этих вопросах мы решили на примере панорамной крыши Peugeot Cielo. Компанию Peugeot можно с полным правом назвать пионером панорамных крыш. Концепт-кар Peugeot TAXI H4 увидел свет (в прямом и переносном смысле) еще в начале 1970-х, но главное, что именно французская компания впервые запустила прозрачную крышу в серию на доступном массовом автомобиле Peugeot 206.

При повороте ключа в замке зажигания над приборной панелью Peugeot 3008 величественно вырастает прицел. Это прозрачный проекционный дисплей, благодаря которому показания спидометра, параметры круиз-контроля и ограничителя скорости «парят в воздухе» прямо над дорогой. В отличие от конкурентов, проецирующих цифры прямо на лобовое стекло, французы решили посвятить этой функции отдельное стеклышко.

Cielo представляет собой пятислойный сэндвич. В самом центре находится тонкая поликарбонатная пленка, которая отвечает за прочность крыши. Тот самый ящик с долларами внутри был сделан именно из поликарбоната. Важнейшее свойство этого полимера — высокая вязкостная прочность, благодаря которой его можно деформировать, но нельзя разбить. При этом поликарбонат намного легче стекла, а его прочность, прозрачность, форма и размеры сохраняются в диапазоне температур от -80 до 220 °C. Наличие поликарбонатной пленки отличает Cielo от обычного триплекса, применяемого для изготовления лобовых стекол.


От первого лица: Дмитрий Мамонтов, редактор

Я, конечно, знаю, что дизайнеры способ6ны вытворять с пространством такие вещи, которые не снились даже Эйнштейну, но такого не ожидал. Небольшая внешне машина внутри показалась просто огромной. Возможно, здесь свою роль сыграла стеклянная крыша, а может быть, и интересная организация «водителецентрической» консоли. А вот переднему пассажиру повезло меньше — его просто «зажали» между консолью со странным поручнем и правым бортом. А вот эргономика водителя могла быть и получше — я так и не смог полностью подстроить сиденье под себя, да и ручка КПП расположена не слишком удобно для моей руки. А вот что производит совершенно незабываемое впечатление, так это «прицел» — автоматически выдвигающаяся стеклянная пластинка, на которую проецируется текущая скорость. Водитель при этом может представить себя пилотом бомбардировщика времен Второй мировой на боевом задании… Едет машина вполне обычно для среднего городского кроссовера, а вот впечатление на окружающих производит гораздо большее. Самым лучшим доказательством этому явился эпизод во время ночного возвращения домой из редакции. Почти у самого дома посреди пустой дороги (время было почти два часа ночи) сзади сверкнули синие проблесковые маячки, и я, как и предписано правилами, остановился и открыл окно. Подошедший инспектор ДПС, представившись, попросил документы для проверки, однако, скользнув по ним взглядом, вернул их мне, с интересом оглядел интерьер и стеклянную крышу и спросил: «А как вообще машина?»


С двух сторон на поликарбонат наносится жидкий склеивающий полимер. Пленка помещается между двумя стеклами, заготовка прессуется и высушивается при повышенной температуре. Стекла — это сложнейший элемент крыши Cielo. Они отвечают за оптическую четкость изображения и имеют сложную форму выпукло-вогнутых линз. Толщина крыши в середине составляет менее 7,5 мм, а по краям достигает 9 мм.

Тонированная панорамная крыша пропускает свет в салон, но скрывает происходящее в автомобиле от посторонних глаз. Если же водитель и пассажиры устали от созерцания небосвода, они могут воспользоваться шторкой с электроприводом, которая за считанные секунды закрывает все стекло.

В отличие от металла стекло — материал хрупкий, но жесткий. Поэтому наличие прозрачной панорамной крыши положительно сказывается на жесткости кузова в целом, а значит, и на управляемости и активной безопасности автомобиля. В случае аварии стекло может разбиться, но склеивающий слой не позволит осколкам отделиться от поликарбонатной пленки. Та, в свою очередь, обладает большей прочностью на разрыв и меньшим диапазоном деформаций, чем металл. А значит, прозрачная крыша как минимум не менее, а то и более безопасна, чем обычная металлическая.


От первого лица: Сергей Апресов, главный редактор

Диву даешься, какие удобные автомобили научились нынче делать автопроизводители. Внешне Peugeot 3008 не поражает воображение, не привлекает восторженных взглядов и не собирает толпы зевак, зато внутри эта машина кажется намного больше и солиднее, чем снаружи. Тому есть несколько причин. Во‑первых, колоссальная площадь остекления. И речь идет не столько об огромной прозрачной крыше, простирающейся от солнцезащитных козырьков до самого багажника, сколько о тончайших стойках кузова, которые не помешали автомобилю получить пять звезд в рейтинге EuroNCAP. Во‑вторых, у 3008 низкий пол и высокий потолок, которые обеспечивают высокую вертикальную посадку «по-джипперски» и простор над головой. Наконец, эффектная центральная консоль обращена к водителю, визуально увеличивая ширину салона компактного кроссовера. В последнем решении кроется первый подводный камень: ездить пассажиром на 3008 неуютно и обидно. Складывается впечатление, что дизайнеры отдали весь салон водителю, а пассажиру оставили крохотный закуток по остаточному принципу. Ощущение усугубляет мощный поручень, который подобно рублевскому забору отделяет пассажирскую конуру от царства водителя. Еще один подвох: высокая посадка вселяет напрасную уверенность во внедорожных качествах автомобиля, который по клиренсу недалеко ушел от обычных легковушек. А похвалить хочется шикарный 156-сильный турбодвигатель, созданный в партнерстве с BMW. По тяговитости и водительскому драйву этот 1,6-литровый моторчик тянет на все 2,5.


Солнце без загара

Специальное стекло для крыши Cielo производит британская компания Pilkington. В состав смеси для его приготовления входит кремний (кварц, песок) с многочисленными добавками (сода и поташ, оксиды металлов, селитра, борная и фосфорные кислоты). Смесь нагревается до 1500 градусов, а затем резко охлаждается. На этом этапе образуется мягкое пластичное стекло, которому легко придать требуемую оптическую конфигурацию. Заводская тонировка крыши делается вовсе не с помощью простецких пленок, а за счет добавления в смесь дополнительных компонентов. Железо и марганец дают коричневатый оттенок, а хром и оксид меди — голубой.

В погожие дни солнечное излучение может доставлять неудобства, нагревая пластик и повышая температуру в салоне. Чтобы избежать этого, применяется металлоксидное напыление, которое пропускает свет видимого спектра, но уменьшает проникновение в салон инфракрасного и ультрафиолетового излучения.

Свойства, повышающие комфорт пассажиров, заложены и в самой конструкции пятислойного сэндвича. Склеивающий слой и поликарбонатная пленка отличаются низкой теплопроводностью, поэтому нижнее стекло всегда имеет температуру салона, а верхнее — окружающей среды. Это значит, что крыша не будет запотевать. Хорошая теплоизоляция облегчает поддержание желаемой температуры в салоне, будь то прохлада летом или тепло зимой. Наконец, пластичность склеивающего полимера улучшает звукоизоляцию салона и ограждает пассажиров от шума улицы.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№11, Ноябрь 2011).