На корпоративном сайте компании Volvo есть отличная фраза, которая с трудом переводится на русский язык, но зато прекрасно объясняет, кто такой Питер Хорбери. Это человек, который смог превратить автомобили Volvo из boxy в sexy. Именно Питеру, перу которого принадлежит S40 1995 года, хватило смелости поставить крест на некогда традиционном для шведской марки «коробочном» дизайне и взять курс на новый имидж современного и динамичного автомобиля.
Сергей Апресов

ПМ: Все автопроизводители стремятся к некоему технологическому идеалу: оптимальной аэродинамике, распределению веса, компоновке. Как при этом удается сохранить индивидуальность?

П.Х.: Это и есть наша работа. Речь не столько о законах аэродинамики, сколько о юридических нормах. Если вы откроете европейскую книгу правил, вы можете создать дизайн автомобиля без дизайнера.

Положение фар, характеристики ламп, форма бампера, высота капота — все это заранее установлено требованиями безопасности пешеходов. Особенно остро это ощущается при разработке маленьких машин. Невероятно, что внутри всех этих правил у нас все еще есть возможность создавать дизайн. Настоящее чудо, что Fiat Panda не похож на Ford Fiesta.

Что же касается аэродинамики, в этой области есть немало различных способов добиться оптимума и нет смысла копировать друг друга. В самую аэродинамичную машину в мире, пожалуй, не удалось бы поместить людей. Крыша и капот будут настолько низкими, что безопасность пешеходов окажется ниже допустимого уровня. Если бы мы могли сконцентрироваться только на аэродинамике или на дизайне интерьера, все было бы очень просто. Сложность состоит в том, что каждый автомобиль — это компромисс. Все вещи, которые мы упомянули, и многие другие должны сойтись вместе, чтобы выглядеть оригинально, отражать характер бренда и удовлетворять покупателя.

Сердце интерьера Volvo S60 Concept — хрустальная «парящая консоль», отлитая в знаменитой стекольной мастерской Orrefors. Эта мануфактура была основана в 1898 году в одноименной деревушке в шведской провинции Смоланд.

Кто это делает, и как им это удается?

Это дизайнеры, один из которых — ваш покорный слуга. Мы всегда начинаем с идей и лишь затем видоизменяем их так, чтобы уложиться в ограничения. Вместо того чтобы отталкиваться от правил — ставить фары туда, где они должны быть, а затем думать, как бы добавить им оригинальности, мы ставим перед собой цель разработать автомобиль, который будет выглядеть как мы хотим. Если инженер требует, скажем, опустить крышу на 20 мм, чтобы соответствовать требованиям безопасности пешеходов, мы делаем это так, чтобы не разрушить дизайнерский замысел. Таков наш подход.

А как выглядит эта идея? Это словесное описание, рисунок?

Наши наброски не так далеки от реальности, как может показаться. К сожалению, у нас не так много времени, чтобы тратить его на фантастические мечты. Чтобы уложиться в производственный дедлайн, мы должны дать проекту разумный старт. Оптимум — это то, чего ждет потребитель, и то, чего он будет ждать в будущем. Мы слушаем покупателей и стараемся экстраполировать их отзывы года на четыре вперед. Мало того, мы создаем продукт, к которому они будут готовы только через четыре года.

Насколько далеко в будущее вы смотрите?

Работа над 2012 годом в наших студиях закончилась давным-давно. Сейчас в самом разгаре работа над моделями 2014. Разумеется, мы заглядываем и чуть дальше в будущее, создавая концепты с прицелом на 2020 год. Разумеется, ближе к делу их дизайн изменится до неузнаваемости.


Карьерная лестница

1974. Питер работает в компании Chrysler, принимая участие в разработке моделей Horizon, Sunbeam, Tagora.

1977. Хорбери становится ведущим дизайнером Ford Europe и одним из создателей революционного Ford Sierra.

1979. Компания Volvo приглашает Питера поработать над интерьерами компактных моделей 480, 440 и 460.

1986. Питер становится директором по дизайну и одним из совладельцев проектной студии MGA. Здесь он принимал участие в разработке автомобилей Rolls Royse, мотоциклов Triumph, профессиональных авиасимуляторов, автобусов и грузовиков для многих известных марок.

1991. Своей главной цели — стать главой дизайнерского подразделения глобальной автомобильной компании — Питер достиг к 41 году. На посту вице-президента и главного дизайнера Volvo он проработал 11 лет.

2002. Хорбери становится главным дизайнером Premier Automotive Group — люксового подразделения Ford, объединяющего такие марки, как Aston Martin, Jaguar, Land Rover и Volvo.

2004. Питер занимает пост исполнительного директора по дизайну в американском подразделении Ford и работает над моделями Edge, Escape, Flex, Fusion, Taurus, Mustang. Также занимался обновлением модельного ряда Lincoln.

2009. Питер Хорбери возвращается на пост вице-президента компании Volvo по дизайну.


Вы прислушиваетесь к покупателям. А может ли покупатель точно сформулировать, что именно ему нравится в автомобиле?

Если бы я не продемонстрировал неоднократно способность предвидеть, предсказывать будущее, я бы не смог работать дизайнером. Дизайн — это способность придумывать вещи, которых не существует, и это относится не только к автомобилям. Покупатели могут сказать нам, что им нравится или не нравится сегодня, но мы должны перевести эти данные в термины будущего. Если задавать правильные вопросы, мы сможем «прочитать их мысли».

Как изменяются интересы покупателей со временем, что сейчас модно?

Сегодняшние машины буквально напичканы новыми технологиями, особенно в премиум-сегменте. Благодаря распространению электронных технологий в бытовой технике автомобили тоже разбухают от обилия электроники, которая по веянию времени должна быть размещена в машине. В итоге в некоторых компаниях