В ноябрьском номере «ПМ» мы рассматривали активные подвески для внедорожников с электронным управлением. Nissan предлагает новую конструкцию гидравлической подвески, которой вместо электроники управляет сама центробежная сила

Технология Hydraulic Body Motion Control (HBMC) применяется в новых автомобилях Nissan Patrol и Infiniti QX. Она призвана прежде всего уменьшить крены тяжелого и высокого автомобиля в скоростных поворотах. В отличие от системы кинетической стабилизации KDDS фирмы «Тойота», HBMC воздействует не на стабилизаторы поперечной устойчивости, а непосредственно на стойки подвески всех четырех колес. Она не требует ни сложной электронной системы управления, ни компрессора для поддержания давления в гидравлической системе. HBMC не потребляет энергии двигателя и не влияет на экономичность авто. Источником энергии для работы системы служит центробежная сила, действующая на автомобиль в повороте.

В основе HBMC лежит перекрестная гидравлическая система. В стойке каждого колеса имеется гидроцилиндр со штуцерами выше и ниже поршня. Верхние штуцеры правых цилиндров подключены к нижним штуцерам левых цилиндров и наоборот. В каждый из двух гидравлических контуров встроен гидроаккумулятор, принимающий или отдающий часть жидкости при синхронной работе цилиндров.

В повороте автомобиль начинает крениться наружу, и подвеска внешних колес сжимается. Давление жидкости над поршнями внешних гидроцилиндров растет. Жидкость переходит во внутренние цилиндры и толкает их поршни вверх, сжимая подвеску и препятствуя разгрузке внутренних колес. Вся подвеска в целом становится жестче, активно противодействуя крену автомобиля. Интенсивность работы системы зависит от скорости и крутизны поворота, то есть всегда органично соответствует ситуации. На прямой подвеска становится мягкой и тщательно отрабатывает неровности дорожного полотна, оберегая комфорт водителя и пассажиров.

Важнейшее преимущество гидравлической подвески над пружинной заключается в следующем: жесткость пружины возрастает пропорционально ходу подвески. Чем сильнее она сжата, тем меньше вероятность того, что колесо сможет «облизать» неровность незаметно для ездоков. Гидроцилиндр ведет себя одинаково во всем диапазоне хода. В Nissan Patrol пружины и гидроцилиндры работают сообща. Система HBMC позволяет применить очень мягкие пружины, которые обеспечивают отличную плавность хода. Кроме того, чем мягче пружины, тем больше ход подвески, что положительно сказывается на езде по бездорожью.

Интересное преимущество HBMC, на котором делает акцент Nissan, — это сведение к минимуму колебаний горизонта в глазах водителя. Специалисты компании считают, что постоянные наклоны вида при кренах кузова в поворотах увеличивают усталость водителя и затрудняют управление автомобилем. Поэтому управлять тяжелым внедорожником с активной подвеской значительно легче, чем без нее.

Чувство руля

Как правило, когда автомобиль ведет себя предсказуемо, управляется легко и вызывает у водителя столь желанное чувство единения с машиной, мы хвалим его разработчиков за хорошую настройку подвески и тормозов, забывая при этом об электронике. В то же время в Nissan Patrol за кажущейся простотой управления скрывается постоянная работа электронных систем.

К примеру, электроусилитель рулевого управления Patrol изменяет усилие на руле согласно сложному сценарию поворота. На прямой он работает в полную силу, чтобы водитель мог с легкостью удерживать машину на полосе одной рукой. На входе в поворот руль становится тяжелее. Автомобиль старается меньше помогать водителю, чтобы по усилию на руле он мог определить состояние дороги и выбрать оптимальный радиус поворота. При движении по дуге усилитель начинает работать сильнее, чтобы водителю было легче удерживать руль в выбранном положении. На выходе из поворота действие усилителя нарастает, помогая плавно распрямить траекторию.

Электрогидроусилитель Nissan Patrol отличается от аналогов тем, что вместо гидравлического датчика усилия на рулевом валу используется электронный. Его сигналы обрабатываются компьютером и дают команды электрической помпе, в каком направлении и с какой силой нужно направить жидкость в рулевую рейку. Такая схема позволяет многократно изменять усилие на руле за доли секунды.

«Натуральное», «естественное», «легковое» чувство тормозов на Patrol- тоже результат электронного спектакля. Педаль тормоза в автомобиле электронная, и усилие на ней создает электропривод. В свою очередь, по команде компьютера электрический гидроцилиндр жмет на настоящие тормоза. При этом усилие на педали пропорционально замедлению автомобиля, а не усилию тормозных механизмов. Это именно то, чего подсознательно ожидает от автомобиля водитель.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№1, Январь 2011).