«Популярная механика» опробовала самый мощный гибридный автомобиль в мире — BMW Active Hybrid X6

Тест-драйв начинается с приятных впечатлений — сажусь, вставляю ключ и нажимаю кнопку пуска. Шкалы приборов загораются, кресло отъезжает из «парковочного», отодвинутого положения. Двигатель молчит, но это нормально — ведь это гибрид. Стоит нажать на педаль акселератора, как машина в тишине начнет движение, приводимая электромотором. Разумеется, электромотор не единственный силовой агрегат в этом автомобиле, оснащенном тремя двигателями — бензиновым V8 с двумя турбонагнетателями объемом 4,4 л и мощностью 407 л.с. и двумя электромоторами — 91 и 86 л.с. В сумме это позволяет реализовать максимальную мощность 485 л.с. при крутящем моменте 780 Нм, и до «сотни» достаточно тяжелая машина разгоняется всего за 5,6 с.

Электрический допинг

Зачем при мощном бензиновом двигателе этой машине нужны еще и электромоторы? Казалось бы, их мощность совсем невелика по сравнению с бензиновым силовым агрегатом. На самом деле вклад электромоторов достаточно важен — они позволяют достичь очень динамичного ускорения машины, поскольку электродвигатели выдают максимальный крутящий момент уже начиная с самых низких оборотов. Вторая задача электрических агрегатов — экономия топлива за счет рекуперации энергии: при торможении оба электромотора работают в режиме генераторов, замедляя автомобиль с ускорением до 0,3g и подзаряжая никельметаллгидридные аккумуляторы. Запасенная энергия используется для помощи при разгоне или для трогания с места. Каждый мотор выполняет в «упряжке» свою задачу — для трогания с места и равномерного движения со скоростью до 60 км/ч используется один электродвигатель (полного заряда аккумуляторов хватает на 2,5 км такой езды). Если хочется ехать быстрее, второй электродвигатель заведет бензиновый мотор и начнет работать в качестве генератора, заряжая батарею. Если же нужно резко ускориться — при нажатии на педаль акселератора компьютер подключит в помощь ДВС оба электромотора.

В одной упряжке

ДВС и электромоторы объединены тремя планетарными передачами и четырьмя фрикционными муфтами. Компьютер, управляющий бесступенчатым вариатором ECVT, имитирует традиционную 7-ступенчатую коробку передач. Зачем? Дело в том, что такое поведение привычно для водителя, управлявшего мощным спортивным автомобилем, — догадаться о том, что это гибрид, не зная об этом заранее, просто невозможно. Машина ведет себя абсолютно идентично бензиновому варианту, включая торможение двигателем и управление развесовкой. Хотя по динамике значительно его превосходит — производитель характеризует эту версию как «мощность на уровне V12 и потребление топлива на уровне V6». Последнее, кстати, если и преувеличение, то небольшое — производитель обещает расход топлива в смешанном цикле меньше 10 л на 100 км. И это при мощности почти в 500 л.с.

Электрификация всей машины

В режиме рекуперативного торможения, то есть с частичным «возвратом» энергии в батареи, замедление обеспечивают не колодки, а «электродинамические тормоза» — генераторы. Поскольку в батареи можно «загнать» только часть энергии, компьютер распределяет тормозное усилие между электродинамическими тормозами и обычными. Поэтому BMW ActiveHybrid X6 имеет электронную педаль не только акселератора (этим уже никого не удивить), но и тóрмоза. Однако для водителя, привыкшего к гидравлическим тормозам, никакой разницы нет: при нажатии на педаль он чувствует такой же отклик, как и в любой другой машине. Дело в том, что обратная связь — усилие на тормозной педали — создается искусственно с помощью специального электрического сервомеханизма. Тормоза имеют электрическое усиление, поскольку при движении машины только на электричестве ДВС не работает, а значит, и обычный вакуумный усилитель не смог бы функционировать. По той же самой причине автомобиль оснащен не гидравлическим, а электрическим усилителем руля, который позволяет обеспечивать различный коэффициент усиления на различных скоростях. На низких «парковочных» скоростях усиление максимально, а по мере увеличения скорости уменьшается, обеспечивая более точный контроль над траекторией движения (а также экономию электроэнергии). Помпа гидравлической системы трансмиссии в BMW ActiveHybrid X6 тоже электрическая, как и привод климатической установки (последняя работает даже при выключенном ДВС). Кондиционер, кстати, охлаждает не только салон машины, но и никельметаллгидридную батарею, которая за счет активной работы (постоянная зарядка-разрядка) нагревается.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№12, Декабрь 2010).