РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Автомобиль с открытым кодом: в объезд автопрома

В 1908 году Генри Форд сконструировал Model T и поставил ее на конвейер. В 1934 году Андре Ситроен представил модель Traction-Avant, кузов которой впервые был изготовлен из штампованного железа на точечной сварке. Автопромом завладели корпорации. Сегодня энтузиасты-одиночки вновь получили шанс отвоевать себе островок в автомобильном мире. Их проекты основываются на принципе открытого кода, лежащего в основе «Википедии» и операционной системы Linux.
Тэги:
Автомобиль с открытым кодом: в объезд автопрома

Специалист компании BMW Маркус Мерц годами наблюдал, как автомобиль на 90% проектируется в виртуальном пространстве. Наконец он задался вопросом: если операционная система мирового класса Linux может быть создана добровольцами, почему бы не сконструировать автомобиль тем же способом? Маркус принялся сколачивать ядро разработчиков, мечтавших, как и он сам, создать экологически чистый массовый автомобиль. Так в 1999 году появился проект OScar (Open Source Car- автомобиль с открытым кодом). Началась история OS-автомобилей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Около года проект не пользовался особым вниманием, пока популярный немецкий журнал Technology Review не посвятил OScar один из репортажей, дав старт активному обсуждению применения открытого кода в разработке автомобилей. Маркус и его команда стали знаменитыми.

Эксперты из автопрома скептически отнеслись к новому явлению. «Это отличная креативная идея для энтузиастов, но она имеет существенные ограничения, — сказал Михаэль Блабст, спикер отделения инноваций BMW. — Принцип OS подходит для разработки начального концепта авто, но не более того. Разработка автомобиля должна быть жестко организована, она занимает до пяти лет. Сделать автомобиль — значит совершенным образом соединить вместе до 20 000 деталей».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Дизайн автомобиля навеян образом гальки, обточенной водой. Низкий нос и круто обрезанная корма с подъемом днища оптимизированы для движения в составе каравана.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Маркус тоже много говорил о трудностях, с которыми пришлось столкнуться. «Есть кое-какие правовые проблемы, — говорит он. — Если кто-то разрабатывает ходовую часть, допустим, для Mercedes Benz и анонимно работает над нашей платформой, это противоречит условиям его контракта, поскольку он вкладывает знания в наш проект». Многое приходилось делать с нуля. Не было, к примеру, CAD-инструментария, который позволял бы работать над чертежами в интернете.

Добровольцы, come on!

За OScar последовало еще несколько проектов, имевших общее слабое место: они пытались копировать принципы открытого кода в программировании. Эти начинания не увенчались успехом, поскольку разница между разработкой OS-автомобиля и OS-программы весьма велика. В программировании разработка кода и есть производство. В автомобилестроении это только подготовительная часть, а производство находится целиком в физическом мире и требует значительных инвестиций.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Создатели проекта C, MM, N, появившегося на свет в 2006 году по инициативе голландского Общества защиты природы и окружающей среды, изначально исходили из специфики автомобильной отрасли. Добровольцам они отвели важные, но не управляющие функции. Проект устройством напоминает луковицу: все добровольцы делятся на четыре «слоя», имеющих разную степень вовлеченности в проект и четко очерченную область работы. Будущие пользователи, к примеру, сформировали концепцию C, MM, N методом фокус-групп. А вот разработка технической части преимущественно велась слушателями Политехнической школы Роттердама.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Вы тоже можете участвовать в проекте. Присоединяйтесь», — пригласил меня куратор проекта Эльмер ван Грондель. Сейчас в проекте постоянно работает около 200−300 человек, хотя в 2007 году их было до 800. Большинство участников — голландцы, но вся переписка в проекте ведется на английском языке. Сообщество разработчиков стало управляемым. Команда OScar была слишком демократичной, и это погубило проект. Три тысячи добровольцев, у каждого из которых было свое мнение, не могли действовать сообща.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Платформа C,MM,N универсальна и предполагает использование самых разных силовых установок. Неизменной остается лишь полностью электрическая трансмиссия, а именно – четыре поворотных мотор-колеса. Источником энергии может стать и аккумуляторная батарея, и гибридный двигатель, и водородный топливный элемент. С ростом скорости автомобиль «приседает» на полуактивной подвеске – это не только улучшает управляемость, но и уменьшает сопротивление воздуха. В салоне C,MM,N предусмотрено место для складного велосипеда.

Уже в 2007 году на автошоу AutoRAI в Амстердаме был представлен концепт-кар C, MM, N. «С первого раза нашу дизайнерскую задумку не поняли, но это не важно, — говорит куратор Ван Грондель о дизайне C, MM, N. — То, что является иконой сегодня, устареет к 2020 году, а наши формы будут выглядеть отлично».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Рабочий прототип мог быть создан уже в 2009 году, но помешал кризис. Теперь надежды возлагаются на 2011 год. Любопытно, что OS-концепция — не главное новшество C, MM, N. Разработчики внятно ответили на вопрос, как уменьшить мировой парк автомобилей, полностью использовать их ресурс и замкнуть цикл утилизации изношенных машин.

C, MM, N предлагает водителям не покупать автомобили, а брать их напрокат. В отличие от частных покупателей, привыкших гнаться за модой, прокатные компании заинтересованы в том, чтобы машины служили как можно дольше. Вместо гигантского завода авто будет делать сеть сборочных производств, разбросанных по всему миру. Каждое собирает до 5000 машин ежегодно и сдает в аренду на 1−3 года. Такие же небольшие заводы, расположенные неподалеку, выклеивают пластиковые кузова, производят моторы, электронику и другие компоненты. Любопытно, что этот подход позволяет буквально в каждом городе мира иметь свой уникальный автомобиль, разработанный местными инженерами на общемировой платформе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Водородная ячейка, углепластиковый кузов, суперконденсаторы – каждая технология в отдельности сделала бы автомобиль дорогим и непрактичным. А если их объединить, автомобиль становится дешевле. КПД водородной ячейки примерно в два раза выше, чем у ДВС; емкость в сотни раз больше любого аккумулятора. Но ячейки баснословно дороги. Суперконденсаторы имеют высокую удельную мощность на единицу веса, дешевы, но на них далеко не уедешь: слишком мала емкость. Скомбинировав водородную ячейку для режима крейсерской скорости и батарею суперконденсаторов для разгонного режима, разработчики в четыре раза уменьшили мощность (а значит, и стоимость) ячейки. Во все четыре колеса встроили электромоторы с функцией рекуперации энергии, заряжающие суперконденсаторы при торможении. Отсутствие угловых и зубчатых передач дало выигрыш по экономичности и весу машины. Для столь легкого силового агрегата идеально подошел прочный и легкий углепластиковый кузов. Выигрыш веса за счет кузова позволил уменьшить мощность и стоимость силового агрегата – круг замкнулся.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После окончания срока аренды износившиеся узлы заменяются на более современные, и машина сдается следующему владельцу. Старые узлы передаются для утилизации производителю. Так достигается стопроцентная утилизация вторсырья. Срок службы машины в таком режиме — до 20 лет. Сейчас автомобили идут под пресс, исчерпав лишь 30−70% своего ресурса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тише едешь, чище будешь

Британец Хьюго Споуэрс построил блестящую карьеру конструктора гоночных машин, но оставил автоспорт из экологических соображений. Созданный Споуэрсом и его командой автомобиль Riversimple Urban Car в 2009 году стал сенсацией.

Во-первых, Riversimple совершил настоящий прорыв в экономичности. Расход водорода (автомобиль оснащен топливной ячейкой) составляет менее 1 л на 100 км пробега. А это значит, что ветряная электростанция скромной мощностью 5 МВт сможет питать флот из 9000 машин, проезжающих в год около 10 000 км каждая.

Во-вторых, команда Riversimple пошла дальше CОMMОN и в модели бизнеса. Аренда автомобилей дополнена идеей о том, что производители отдельных узлов сдают свой продукт сборочному заводу в лизинг, а после выработки ресурса забирают на утилизацию. Тогда каждый поставщик будет так проектировать компоненты машин, чтобы их было удобно разделить на легко утилизируемые части.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Riversimple предлагает простое и изящное решение проблемы заправочной инфраструктуры. Сейчас это одно из главных препятствий распространению водородных автомобилей. Замкнутый круг: люди будут покупать машины, если будет топливо. Но пока нет машин, кто будет строить водородные заправочные станции? Забудьте про мегаполисы, говорят в компании. В любом провинциальном городке типа Оксфорда достаточно одной заправочной станции, до которой можно будет доехать из любой точки города за считанные минуты, и 50 автомобилей, чтобы станция окупалась. Такие инвестиции под силу большинству таксопарков. Работая с небольшими городами, Riversimple планирует быстро покрыть заправками всю Великобританию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Экологически чистое далёко незаметно стало совсем близким: Riversimple планирует уже в следующем году сдавать опытную партию в аренду по смешной цене — около $300 в месяц, включая сервис, топливо и страховку.

Судью на мыло

Считается, что патентное право призвано защищать интересы изобретателей и стимулировать прогресс. Сторонники открытого кода подвергают сомнению эффективность этой системы. Исследования, проведенные в США в 1980-х, показали, что компании выбирают для производства не самый перспективный продукт, а тот, который можно надежнее защитить патентом. Разрабатывая новую модель, каждый автопроизводитель скрупулезно выстраивает оборону от конкурентов. Кроме того, значительные силы тратятся на разработки «в обход» патентов конкурентов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Судьба Ford T, первого массового автомобиля, решалась в патентном суде. В то время автомобильную промышленность США пыталась монополизировать Ассоциация лицензированных автопроизводителей (ALAM), используя патент на бензиновый автомобиль. Члены ALAM производили дорогие автомобили для ограниченного круга лиц и даже пытались ввести квоты на производство, чтобы повысить цену автомобилей и преградить конкурентам вход на рынок. Выигранное Фордом в 1911 году дело стало маленькой революцией.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По расчету команды проекта C, MM, N, отсутствие патентных издержек станет тем фактором экономии, который позволит даже при малосерийном выпуске удерживать конкурентоспособные цены. Отказаться от патентной защиты недостаточно: чтобы проект стал общественным достоянием — нужно не допустить, чтобы его запатентовал кто-то другой. Riversimple охраняется лицензией Creative Commons, аналогом компьютерной GPL. По ее условиям любой производитель имеет право усовершенствовать конструкцию автомобиля, но обязан опубликовать модернизированный вариант для всеобщего использования. «Все, что нас заботит, — это чтобы лицензия позволяла строить машины в сотнях разных вариаций по всему миру, региональными компаниями и предпринимателями или транснациональными корпорациями, и чтобы ни одна компания, наша или другая, не могла доминировать на рынке и оставлять все идеи только себе», — говорят в Riversimple.

Преимущества новой модели автопрома, предлагаемой такими проектами, как Riversimple или C, MM, N, сильны, но не настолько, чтобы махом перевернуть всю отрасль. Сменится целое поколение потребителей, пока брать автомобиль в прокат станет привычным. В ряде стран мира (и России в том числе) плотность трафика и экологический прессинг еще не настолько велики, чтобы сработало и преимущество замкнутого сырьевого цикла. Интригует и другой вопрос — как водители будут обращаться с прокатными машинами? Проживут ли они по 20 лет?

Но в перспективу открытого кода верят. Создание прототипа и выпуск опытной партии Riversimple финансирует Эрнст Пих, внук Фердинанда Порше. Знаете ли вы, что Порше сконструировал не только «Фольксваген Жук» и «Порше-911», но и один из первых электромобилей еще в 1898 году? В Riversimple можно обнаружить многие черты «Жука», и двигает его тяга электричества, но вряд ли господин Пих принимал решение в порыве ностальгических чувств. Сохранила ли легендарная династия чутье на успех, покажет время.

Загрузка статьи...