Мистер Энди и его бесшабашный тюнинг: а почему бы и нет?

Мистер Энди и его бесшабашный тюнинг: а почему бы и нет?

Есть люди, которые не могут жить спокойно. Дай им холодильник — они его разберут и сконструируют галактический крейсер. Практического смысла в подобном действии нет — просто иначе жизнь кажется слишком скучной. Англичанин Энди Сондерс из Дорсета — типичный безумный изобретатель. В своих проектах он руководствуется принципом «А почему бы и нет?»

Сондерс разбирает машины уже четверть века. Когда-то он начинал чинить развалюхи в отцовской автомобильной мастерской, а сегодня к нему стоит очередь из «киношников» и организаторов различных техношоу. Не с каждым из них Энди соглашается сотрудничать. Впрочем, Квентину Тарантино он не отказал.

Живи Сондерс где-нибудь в Лос-Анджелесе, он бы давно стал миллионером и почивал на лаврах. Американцы любят шоу-кары, снимают про их создателей документальные фильмы и приглашают их на канал Discovery. Чопорные британцы гораздо спокойнее: долгое время Энди зарабатывал на жизнь, ремонтируя автомобили, а свои безумные концепты создавал в свободное от основной работы время. Сегодня три четверти построенных Сондерсом автомобилей хранятся в частных коллекциях и появляются на свет лишь во время престижных автосалонов. Энди не в обиде: он построит еще, ему не жалко.

Beach Buggy («Пляжный Багги»)

Одно из значений английского слова custom — «сделанный на заказ». Но компания Энди Сондерса называется Andy Saunders Kustoms. В этой намеренной ошибке («k» вместо «с») — весь Энди. Половина его машин выглядит так, будто он склепал их совершенно случайно из того, что было под рукой. Хотя это вовсе не так: каждая деталь играет свою роль.

Борьба за рекорды

Одно из направлений автостроительной деятельности Сондерса — погоня за рекордами. «Самый низкий» и «самый короткий» — два основных вектора этой погони. У Энди есть конкурент — другой англичанин Перри Уоткинс, который с завидной регулярностью отбирает у Сондерса заветное место в Книге рекордов Гиннесса. Это соперничество подталкивает обоих к новым свершениям.

Flatout (2006). Автомобиль Flatout в течение целого года — с 2006 по 2007 — удерживал звание самого низкого автомобиля в мире. Машина высотой всего 549 мм, построенная на базе «Польского Фиата», может совершенно законно ездить по дорогам общего пользования. В ней есть даже ремень безопасности и регулировка сидений, правда, вести Flatout «по-человечески» можно, только полностью высунувшись из люка в крыше. Побить рекорд Сондерса удалось другому британцу, Перри Уоткинсу, чей Flatmobile ниже на 70 мм. Правда, у Flatmobile нет жесткой крыши.

Долгое время самым низким автомобилем, имеющим право легально передвигаться по дорогам общего пользования, был классический Ford GT40 (высота серийной версии — 1029 мм). Но это было в те далекие времена, когда Сондерс и Уоткинс ходили в школу и не думали о мировых рекордах. А в 1985-м Энди Сондерс построил свой первый низкий автомобиль, получивший название Claustrophobia, — высотой 876 мм. «Клаустрофобия», созданная на базе автомобиля Austin Mini Cooper, имела два пассажирских места и полноценную крышу. Правда, водить ее, полулежа внутри, было непросто: сам Сондерс на старых фотографиях едет на «Клаустрофобии», наполовину высунувшись из специально предусмотренного люка.

В 1990 году Уоткинс побил рекорд Сондерса, построив автомобиль Impressed высотой 673 мм. Impressed выглядел не так изящно, как «Клаустрофобия», потому что Уоткинс стилизовал его под машину, смятую дорожным катком. Базой послужил все тот же Austin Mini. Спустя девять лет сам Уоткинс побил свой же рекорд с автомобилем LowLife высотой 609 мм. Обе машины были построены по тому же принципу: крыша есть, но иначе как высунувшись через люк, автомобиль вести нельзя.

Творчество великого испанского художника Пабло Пикассо принято делить на периоды: голубой, розовый, африканский, классический… Citroёn 2CV 1983 года, превращенный Энди Сондерсом в шоу-кар, можно отнести к «красному» периоду творчества автохудожника. Picasso’s Citroёn прекрасно характеризует картины своего великого «вдохновителя» — всё в нем находится не на своих местах: решетка радиатора, фары, двери, поворотники, капот.

Сондерс не сдался и в 2006 году перехватил инициативу, построив очередной самый низкий автомобиль в мире — Flatout высотой 549 мм. «Однажды я уже был держателем этого рекорда, — говорит Сондерс. — И меня развеселила мысль о том, что я могу вернуть его обратно. Ну что ж, 18 месяцев работы — и вот у меня на стене появился очередной сертификат Книги рекордов Гиннесса». Базой для Flatout послужил знаменитый «Польский Фиат» 125 М. У Flatout очень странная судьба. Если «Клаустрофобия» была продана на аукционе классических автомобилей и теперь экспонируется в автомобильном музее в Токио, то Flatout купил для личных нужд калифорнийский миллионер и коллекционер. Автомобиль служит ему… кофейным столиком в гостиной огромного особняка.

Pекорд Сондерс удерживал недолго — уже в следующем году Уоткинс построил Flatmobile высотой 482 мм — на этот раз открытый (для крыши места уже не было) и приводящийся в движение реактивным двигателем! Последнее решение было продиктовано стилизацией под «Бэтмобиль».

Lancia Stratos (слева) и X-2000 (справа)

Наконец, последним ударом в гонке «понижений» стал Van Cake работы Сондерса, которому принадлежит рекорд самого низкого в мире автобуса. «Этот рекорд точно всегда останется за мной», — смеется Энди. Бывший Volkswagen Transporter 1980 года Энди «урезал» до высоты 990 мм и превратил в шоу-кар. Самое смешное, что этот «тюнинг» занял всего лишь три дня. Ранним пятничным утром старый «фольксваген» появился в гараже мастера, а вечером в воскресенье заявка на рекорд уже была отправлена в Гиннесс-комитет.

Вторая тема «гонки за рекорд» посвящена самому короткому автомобилю. За основу всех своих опытов Энди брал классический Austin Mini и укорачивал его насколько мог. Таких машин — практически одинаковых- Сондерс построил три штуки.


Советский кастом

То, что в США и Англии было почётно и прибыльно, в СССР вызывало, в основном, недоумение и пристальное внимание ГАИ. Но, тем не менее, талантливых «самоделкиных» хватало с лихвой. Например, в 1970 году братья Анатолий и Владимир Щербинины создали на базе «Волги» ГАЗ-24 спортивный автомобиль класса «Гран-Туризмо», получивший неприхотливое название ГТЩ. Надо сказать, что названия как такового купе в то время не имело — аббревиатуру ГТЩ ввёл в обиход на четверть века позже инженер и автомобильный историк Лев Шугуров. Автомобиль получился слишком быстрым и мощным (он разгонялся до 150 км/ч), его регистрация вызвала множество проблем. Делали машину братья в собственном дворе: сначала сварили раму, затем в квартире на седьмом этаже склеили из стеклопластика кузов (толщина панелей — 3−5 мм), спустили готовый автомобиль с балкона на тросах, установили мотор… Серьёзное внимание Щербинины уделили дизайну, который по тем временам был инновационным, особенно для советского автопрома. Дальнейшая судьбы автомобиля неизвестна: скорее всего, он попал на какую-либо автомобильную свалку, где и сгинул в безвестности.

Серийный «Мини» имеет длину 3050 мм. Сондерс разрезал его на три отдельные части, отбросил ненужное, а затем сварил снова. Итоговый автомобиль под названием Mini Ha-Ha имел в длину всего лишь 2260 мм. Этот рекорд, кстати, пытались побить в России путем «обрезания» «Оки», но получившаяся в итоге машина оказалась на полметра длиннее, чем Mini Ha-Ha. Правда, удержать этот рекорд Сондерсу не удалось, и виновником стал все тот же Перри Уоткинс, который взял за базу не настоящий автомобиль, а игрушку, кузов от которой поставил на шасси квадроцикла. Итогом стала машина Wind Up длиной 1447 мм — и этот рекорд, скорее всего, навсегда останется за Уоткинсом.

Все три экземпляра Mini Ha-Ha сегодня находятся в частных коллекциях. К Сондерсу поступали заказы на серийное изготовление крохи, но он отказался: променять эксклюзив на серию? Это не по-нашему.

Эксклюзивная реставрация

Вторым направлением работы Энди стала реставрация или создание реплик уникальных автомобилей прошлого. В одном из прошлых номеров мы рассказывали историю безопасного автомобиля Aurora, сконструированного в 1957 году в единственном экземпляре и 35 лет пылившегося на задворках какого-то гаража. Энди Сондерс потратил на восстановление этой машины 12 лет, зато теперь она регулярно принимает участие в конкурсах на элегантность и стиль, а также в фестивалях скорости в Гудвуде.

Но Aurora была не единственным реставрационным проектом Энди. Не менее известной стала реплика легендарного автомобиля Ford X-2000. История этой машины уходит корнями в те же 1950-е. В 1958 году компания Ford объявила конкурс дизайна среди разработчиков концепт-каров. Одним из победителей конкурса стал Алекс Тримулоус из детройтского подразделения современного дизайна со своим концептом X-2000. Было изготовлено несколько макетов автомобиля, его чертежи опубликовал ряд автомобильных журналов, но до постройки самой машины дело не дошло. Слишком футуристичным показался дизайн Тримулоуса. Последний, кстати, работал на «Форде» еще долгое время, но так и не увидел своего детища в металле.

Можно ли назвать реставрацией создание «с нуля» никогда не существовавшего автомобиля? Футуристический Ford X-2000 был создан дизайнером Алексом Тримулоусом в 1958 году, но машина была сочтена слишком смелой. Не было изготовлено даже концепт-кара про проекту Тримулоуса, не говоря уже о серийном производстве. Энди Сондерс восполнил этот пробел в американском автомобилестроении и воссоздал легендарный автомобиль «в металле». Теперь мы знаем, как представляли себе автомобили 2000 года полвека назад…

Спустя 40 лет за претворение Ford X-2000 в жизнь взялся Энди Сондерс. В его распоряжении был макет, сделанный Тримулоусом полвека назад и хранящийся ныне в музее Генри Форда в Мичигане, а также старый Mercury 1962 года, избранный в качестве шасси. Результат превзошел все ожидания. X-2000 появлялся на различных выставках чуть ли не больше, чем все остальные машины Энди вместе взятые, в том числе на международном автосалоне в Мельбурне, на фестивале скорости в Гудвуде и на множестве «конкурсов красоты». Несколько лет назад Сондерс продал автомобиль некоему арабскому шейху, чье имя не разглашается.

Не менее занимательна история дорожного фургона Pontiac 1936 года. В 1935 году некий капитан дальнего плавания на пенсии Данн заказал кузовному ателье Russells автомобиль, в котором он мог бы путешествовать по миру. Ателье взяло за базу грузовик «Понтиак» и построило на его основе полный аналог современного каравана для путешествий. Внутри располагались двуспальная кровать, шкафы и мебель, стол, туалет, даже стиральная машина!.. Но капитану Данну не повезло: в 1940 году он скоропостижно скончался, проехав на своем автобусе всего 8000 миль. Супруга пережила капитана ни много ни мало на 51 год, и все это время «Понтиак» стоял на заднем дворе ее дома. В 1991 году Сондерс выкупил уникальный автомобиль и полностью его отреставрировал. Иногда Энди ездит на «Понтиаке» в дальние путешествия по Великобритании. «Лучше любого современного минивэна», — говорит он.

Rainbow Chaser III


Точно так же Энди отреставрировал 50 лет ржавевший на задворках Cord 810 Sportsman 1936 года выпуска, уникальный Rolls-Royce Silver Cloud III «Chinese Eye», изготовленный в 1964—1965 годах в количестве всего 100 экземпляров, Ford Skyliner 1957 года и еще ряд автомобилей, стоимость которых сегодня выходит за рамки разумного. Все машины находятся в частных коллекциях: Сондерс не держится за свои работы. Он смотрит в будущее, где его ждет еще не одна развалюха, способная в его чутких руках превратиться в шедевр автомобилестроения.

Безумный тюнинг

Последняя глава о приключениях Энди Сондерса — это история о машинах, которые от начала и до конца придумал сам Энди. Причем не в погоне за рекордами, а просто так — воображение подсказало.

С момента разработки дизайна до воплощения автомобиля Ford X-2000 в металле прошло 40 лет.

Например, на гудвудском фестивале скорости 2007 года Сондерс презентовал перед широкой публикой автомобиль Picasso’s Citroёn. За основу он взял классический Citroёn 2CV, который французская компания почти без изменений производила с 1949 по 1990 год, — за это время было изготовлено более 8 млн экземпляров. В принципе 2CV стал таким же культовым автомобилем во Франции, как Ford T в США или Volkswagen KКfer в Германии. Рассматривая «ситроен», Энди сумел найти у этой машины общие черты с творчеством знаменитого художника Пабло Пикассо. Получившийся в результате гибрид произвел фурор в кругах, близких к автомобильному тюнингу. В разные периоды Пикассо писал картины, отличающиеся своеобразной особенностью: различные части человеческих тел на них располагались вовсе не там, где они должны располагаться. Глаза на спине, руки, торчащие из животов или из боков, рот на затылке — «фирменные» черты великого экспрессиониста. Точно так же сделал и Энди. Picasso’s Citroёn — неуклюжий, скособоченный, обе фары размещены с одной стороны, двери накладываются одна на другую, перекошенная решетка воздухозаборника где-то посреди капота… Жаль, сам Пикассо не дожил и не увидел, на что вдохновили автохудожника его работы. К слову, Энди анонсировал начало выпуска коллекционной модели своего шедевра в масштабе 1:48.

Одним из самых успешных проектов Энди был автомобиль Indecision, построенный в 1984 году под влиянием многочисленных фильмов об инопланетной угрозе, которой американцы действительно боялись в те годы. Построенный на базе старого Citroёn, автомобиль Indecision в течение двух лет после создания использовался Энди в качестве каждодневной машины для деловых поездок. Впоследствии Энди продал машину коллекционеру из Кингстона. Долгое время Indecision был спрятан от общественности, а в конце 1990-х серьезно пострадал во время наводнения. В 2003 году Сондерс выкупил поврежденную машину, восстановил и отправил на конкурс элегантности, проводящийся во время фестиваля скорости в Гудвуде. Подзабытый уже автомобиль произвел повторный фурор, а затем был снова продан лондонскому коллекционеру. На этот раз машина попала в частный музей, где стоит рядом с работами знаменитого английского «тюнера» Джорджа Барриса (одной из наиболее известных работ последнего стал «Бэтмобиль» для фильма 1966 года).

В общем, Энди Сондерс делает то что хочет — и как хочет. Его машины снимаются в кино, занимают почетные места на выставках и в автосалонах, принимают участие в гонках (однажды Энди купил подержанный Range Rover и сделал из него болид для серии NASCAR). У Энди немало конкурентов — как минимум двоих мы упомянули в этом материале, но в такой своеобразной области места хватает всем. Возможно, в течение следующих нескольких лет Энди построит очередной «самый низкий автомобиль», или откопает на задворках еще какую-нибудь редчайшую развалину, или сделает диковинный дрэгстер на базе «Москвича-400» — почему бы и нет? В любом случае о нем мы еще услышим.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№9, Сентябрь 2010).
Комментарии

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь,
чтобы оставлять комментарии.