Рассекречены неизвестные детали советской лунной программы

«Российские космические системы» опубликовали исторический документ о плане полёта советского пилотируемого корабля на Луну, в котором описана схема ракеты и система управления, которая должна была посадить корабль и вернуть его на Землю.
Рассекречены неизвестные детали советской лунной программы
Pixabay

Подготовленный 56 лет назад отчёт содержит много интересной информации о плане полёта на Луну

Как сообщают «Известия» со ссылкой на предоставленный компанией «Российские космические системы» документ, подготовленный 56 лет назад инженерами научно-исследовательского института №885 технический отчёт содержит подробную информацию о формировании принципов автономной радиоэлектронной системы управления, которая должна была обеспечить запуск на Луну пилотируемого корабля с экипажем из трёх человек.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Документ, который мы публикуем сегодня, — это классический пример того, как скрупулёзно ведется работа по созданию технологии, которую до этого никто не делал. Этот исторический опыт помогает молодым разработчикам понять, как создавать совершенно новое», — отметил заместитель генерального директора РКС по стратегическому развитию и инновациям Евгений Нестеров. По планам специалистов НИИ-885, система управления лунного орбитального корабля должна была обеспечивать измерение параметров движения и выработку корректирующих команд в окололунном пространстве без использования наземных радиосредств.

Корабль должен был самостоятельно обследовать площадку и выбрать место для посадки. По мнению специалистов, автономные и неавтономные средства должны были дублировать друг друга на протяжении всего полёта, но основными инструментами должны были стать автономные системы. Их выбрали потому, что их применение не ограничено сеансами видимости с Земли, они не связаны с надёжностью бортовых и наземных средств радиосвязи и с задержками сигналов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Важную роль в лунной миссии должны были сыграть люди — экипаж и наземные специалисты. В экстренных ситуациях при неправильной работе автономных средств управления не предусматривалось принудительное продолжение полёта — даже если наземные специалисты передали бы команды, последнее слово осталось бы за космонавтом. Передача управления операторам на Земле была возможна, если бы речь шла о спасении жизни экипажа корабля.

В техническом отчёте также представлена подробная схема полёта с возвращением на Землю. На первом этапе предполагался вывод лунной ракетной системы, состоящей из четырёх блоков орбитального корабля и опускаемой кабины, на начальную геоцентрическую круговую орбиту Земли высотой примерно 200 километров. Затем планировался разгон с этой орбиты и выход на траекторию полёта от Земли к Луне на селеноцентрическую орбиту. После коррекции орбиты должны был произойти спуск лунной кабины и её мягкая посадка на поверхность спутника.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На обратном пути планировался взлёт корабля с поверхности Луны, выведение его на орбиту сближения с лунным орбитальным кораблем, причаливание с последующим выходом на траекторию полёта Луна-Земля и управляемым спуском на поверхность Земли. Главная проблема заключалась в том, что в СССР не было двигателей с достаточной тягой, способных выдержать необходимую нагрузку. Кроме того, эксперты сомневаются в том, что специалисты в те времена смогли бы обеспечить посадку в автоматическом режиме, как это планировали советские инженеры.