Ученые создали самовосстанавливающийся бетон с помощью ферментов, содержащихся в человеческой крови

Бетон имеет огромный углеродный след, поэтому ученые пытаются найти способ сделать его более долговечным. Теперь, согласно новому исследованию, ученые разработали самовосстанавливающийся бетон. Для этого они использовали фермент, обнаруженный в крови человека.
Worcester Polytechnic Institute

Новый самовосстанавливающийся бетон потребляет углекислый газ, чтобы самостоятельно заполнить образовавшиеся трещины

В исследовании, опубликованном в журнале Applied Materials Today, ученые описали новый строительный материал, который способен «залечивать» трещины так же, как человеческое тело залечивает царапины.

Глобальное использование бетона продолжает расти – вместе с ним растет и разрушительное воздействие отрасли на окружающую среду. В настоящее время на производство бетона приходится десятая часть выбросов углерода. То есть, если бы бетон был страной, то по углеродному следу он стоял бы недалеко от Китая и Соединенных штатов.

Основная проблема в том, что бетон – недолговечен. В нем постоянно образуются трещины, а для заполнения этих трещин требуется еще больше бетона.

Новый материал способен самостоятельно заполнять образовавшиеся трещины всего за 24 часа. Он также дешев, безопасен и не имеет запаха (в отличие от предыдущих прототипов самовосстанавливающегося бетона, работающего с помощью бактерий).

Новый бетон использует карбоангидразы, фермент, обнаруженный в красных кровяных тельцах, который помогает переносу и преобразованию углекислого газа. Когда в бетоне образуется трещина, этот фермент реагирует с углекислым газом в атмосфере и начинает производить кристаллы карбоната кальция. Трещина автоматически заполняется этими кристаллами, которые по прочности и структуре схожи с бетоном. То есть материал не только снижает выбросы, он при этом еще и потребляет CO2.

Исследователи считают, что этот тип технологии самовосстановления может продлить срок службы конструкции с 20 до 80 лет.