Датчики на самолётах хотят заменить лазерами

Немецкий аэрокосмический центр (DLR) проведёт испытания трёх лазерных авиационных датчиков с целью выяснения возможности их установки вместо традиционных воздушных сенсоров.
Датчики на самолётах хотят заменить лазерами

На сегодняшний день для измерения некоторых параметров полёта на самолётах используются воздушные датчики, определяющие влажность воздуха, давление и скорость воздушного потока. Хотя они достаточно надёжны, сенсоры требуют весьма долгой и тщательной калибровки при обслуживании, а также подвержены обледенению в плохую погоду, из-за чего в некоторых случаях могут выдавать неверные показания.

Предполагается, что лазерные системы измерения будут гораздо более точными и не нуждаться при этом в длительных калибровках. Разработка лазерных датчиков ведётся в рамках проекта по созданию и оценке перспективных систем лётных данных FAME (Future Air-Data System Module Evaluation). Утверждается, что лазерное излучение датчиков будет полностью безопасно для глаз: каждый сенсор способен производить до тысячи измерений в секунду, причём измерение параметров ведётся для точек, удалённых от самолёта на метр.

В рамках проекта планируется провести испытания трёх типов сенсоров: это лазерный допплеровский анемометр для измерения относительной скорости ветра (скорость полёта, угол атаки, боковое скольжение), датчик рэлеевского рассеяния для измерения температуры воздуха за бортом и лазерный абсорбционный спектроскоп для определения атмосферного давления и расчёта на основе полученных данных высоты полёта.

Благодаря установке датчиков на самолёт можно будет отказаться от выступающих из него трубок «обычных» воздушных сенсоров. Лабораторные испытания датчиков уже состоялись и признаны успешными, а теперь разработчики занимаются созданием компактных лазерных измерительных устройств, которые можно будет установить на бизнес-джет Dassault Falcon 20. Первые лётные испытания планируется провести в 2022 году.