В России по заказу «Росавтодора» разработан проект нового документа, который регламентирует «технические правила содержания светофорных объектов».
В России разработают ГОСТ на светофоры

Как сообщает «Коммерсантъ», документ подготовлен ассоциацией «Содружество эксплуатирующих организаций» по заказу «Росавтодора». В его разработке участвовали ГИБДД, «Автодор», Российский дорожный научно-исследовательский институт, «Радор» и другие организации. Ряд ГОСТов содержат требования к состоянию светофоров, но описания процесса их содержания нет, в результате «понижается качество выполнения работ и не в полной мере обеспечиваются требуемые межремонтные сроки», указано в проекте.

«Светофорные объекты представляют собой высокотехнологичные динамично развивающиеся инженерные системы, требующие учёта требований производителей при организации работ по содержанию. Действующие нормативные документы не учитывают этой специфики», — отмечается в пояснительной записке. Возникают «технические риски», снижается уровень безопасности движения. ГИБДД не ведёт статистики по ДТП, причиной которых стали неисправности светофоров.

В январе-апреле 2020 года в РФ произошло более 16 800 аварий, на месте которых были зафиксированы «нарушения обязательных требований к эксплуатационному состоянию автодорог и железнодорожных переездов», включая поломки светофоров. Больше всего таких аварий в Башкирии, Санкт-Петербурге и Нижегородской области. Ремонт должен проводиться с «минимальными помехами для движения, с предоставлением информации о задержках и ограничениях пользователям автодорог», говорится в документе.

Если требуется отключить светофор, делать это нужно во «временной интервал», когда на дорогах меньше всего машин. Также вводится термин «критический отказ» — поломка светофора, последствия которой «непосредственно влияют на безопасность движения». В таких случаях допускаются «временные ограничения или прекращение движения», при этом должны устанавливаться временные знаки, светофоры и указатели.

Уточняются правила расчёта сроков ремонта светофорных объектов: сами сроки уже определены в ГОСТ 50597 (от одних до десяти суток в зависимости от вида поломки), но новый стандарт разъясняет, что срок считается с момента «регистрации поступления информации об отказе уполномоченным лицом» — сотрудником ответственной дорожной организации. Если технология ремонта требует «определённых погодно-климатических условий», то срок отчитывается с момента наступления нужной погоды.

Для мытья светофоров проект стандарта предписывает использовать специальные моющие средства, а зимой добавлять в них незамерзающую жидкость. Общественное обсуждение стандарта заказывается в конце июня, в сентябре должна быть готова его окончательная редакция. ГОСТ планируется утвердить в марте 2021 года, сообщили журналистам в «Росстандарте».